В начале учебного года учащиеся и педагоги Норкинской восьмилетней школы справили новоселье. На окраине центральной усадьбы совхоза «Салют» строители ПМК 538 возвели современное белокаменное двухэтажное здание с просторными и светлыми учебными классами, кабинетами, мастерскими и спортивным залом, центральным отоплением.
Сметная стоимость школы оценивается в 731,5 тысячи рублей. В ней могут одновременно учиться 192 школьника.
Еще не выветрился запах свежей краски, а школа начала жить своей напряженной, привычной жизнью. Мы встретились с директором Ларисой Алексеевной Титовой и попроси ли ответить на ряд вопросов.
- Лариса Алексеевна, каковы ваши первые впечатления от новой школы?
- Открытия новой школы мы ждали давно и с нетерпением. Строители немного нас огорчили, не успев сдать объект к началу учебного года. Но зато теперь остались позади все хлопоты, связанные с переездом из старого здания. Мы довольны тем, что сделали для нас рабочие ПМК-538, ребята чувствуют здесь себя как дома. Школа построена с перспективой на дальнейшее социальное развитие села. Пока у нас толь ко 50 учащихся.
- Теперь у вас есть хорошие возможности для внеклассной работы. Как они реализуются?
- При школе действует группа продленного дня, которую посещает большая часть учеников - 30 человек, что позволяет их родителям больше времени уделять работе в общественном производстве и по дому. Для ребят из отдаленных деревень здесь же, при школе, построен интернат, в котором проживает десять мальчиков и девочек. Все они обеспечены трехразовым питанием.
- Реформа школы предусматривает постепенный переход на обучение с шести лет, кабинетную систему проведения занятий. Как выполняются требования реформы в вашей школе?
— С будущего учебного года ми первыми в районе начинаем обучение детей с 6 лет. Условия для этого имеются. Сейчас постепенно переходим на кабинетную систему обучения. Правда, пока еще большая часть кабинетов оформляется. Один из них по истории, уже полностью подготовлен. Велика заслуга в этом бывшего директора нашей школы, учителя истории, ветерана войны и труда Павла Петровича Федорова. Он в неурочное время сам изготовил стенды и наглядный материал.
В оформленном кабинете систематизированы 130 таблиц с вопросами по различным темам, имеется диапроектор и 180 диафильмов, фонотека с записями речей В. И Ленина, произведений Бетховена, Моцарта и других великих композиторов, оформлен уголок политинформатора с набором необходимой литературы. Имеются стенды "Псковский край в истории СССР", "Великая Октябрьская социалистическая революция", «Основные этапы общественного развития", "Пользуйся правами, исполняй обязанности". Оформляется кабинеты литературы, математики, иностранного языка, физики и ленинская комната, создается школьный краеведческий музей.
— Расскажите, пожалуй ста подробнее о трудовом воспитании и профессиональной ориентации учащихся.
- Мы понимаем, что от нас, педагогов, зависит не только уровень обучения будущих хлеборобов и животноводов, рабочих и инженеров, но и в не меньшей мере их политическое, общественное самосознание, морально-нравственный облик. мы стремимся привить ученикам любовь к сельскохозяйственным профессиям. Ребята помогают совхозу в уборке урожая, большую по мощь оказали в уборке помещений школы, оформлении наглядных пособий. Особенно следует отметить наших старшеклассников Сашу Титова, Сашу Савакова, Люду Иванову, Юлю Тимофееву, Свету Николаеву, Таню Степанову и других.
В этом году нашу школу закончат шесть человек. Все они уже выбрали свой дальнейший путь. Двое из выпускников - Анатолии Прокофьев и Станислав Семе нов будут поступать учиться на механизаторов в СПТУ № 20, Александр Ефимов— в сельскохозяйственный техникум. Светлана Николаева и Александр Титов решили. стать педагогами, а Людмила Иванова продолжит учебу в средней школе.
С целью привлечения учеников в сельскохозяйственное производство оформлены и вывешены в фойе стенды «Нечерноземье — мой дом, и я его хозяин», "Осуществление задач Продовольственной программы СССР — всенародное дело». «Славься, Отечество наше свободное". Частые гости в школе — специалисты хозяйства, ветераны труда, передовики сельскохозяйственного производства.
Руководство совхоза помогает школе в снабжении продуктами и материалами, выделяет транспорт.
— Конечно, в школе есть и свои трудности. В чем они выражаются прежде всего?
— Сейчас у нас самый больной вопрос связан с нехваткой педагогических кадров. Нужны преподаватель биологии, воспитатель. Из семи педагогов большинство преклонного возраста. Еще много работы и по оформлению кабинетов.
Мы, работники просвещения, понимаем всю ответственность стоящих перед нами задач и отдадим все свои силы, знания и опыт делу воспитания подрастающего поколения, его подготовке к самостоятельной жизни.
Беседу вел А. АЛЕКСАНДРОВ