В пятом измерении

вт, 10/16/1990

Делегация представителей районного отдела народного образования она днях побывала в Резекненском районе Латвийской республики для ознакомления с перестрой­кой школы, уровнем руководства этой важнейшей сферой жизни нашего общества. В связи с этим наш корреспон­дент обратился к заведующей роно В. В. Ермолаевой и попросил ответить на ряд интересующих его вопросов.

- Валентина Вячеславов­на, какое впечатление у вас осталось от общения с руко­водителями народного обра­зования Резекненского рай­она?

- Очень хорошее впечатление осталось от культуры общения руководителей рай­онного объединения народно­го образования. Ведь именно так называется теперь в Латвии роно. Каше бы изме­нения не происходили в по­литической жизни, идеоло­гических течениях среди партий, непартийных масс, уровень общения, духовная культура этих людей всегда поражают нас. Их выдерж­ка, умение общения заслу­живают особого внимания. Более того, нас встречали подчеркнуто гостеприимно, как и положено хозяевам, тактично. И что очень важ­но, наша делегация получи­ла исчерпывающие ответы на рее вопросы.

 — Скажите, сменилась вывеска отдела, это произо­шло благодаря глубоким из­менениям в самой структуре образования?

 — Должна отметить, что в народном образовании Лат­вии происходят большие пе­ремены. Все направлено на улучшение умственного об­разования, нравственного воспитания детей. Это идет по нескольким направлениям. В первую очередь, там разработана определенная структура материальной, мо­ральной заинтересованности каждого преподавателя пре­жде всего в повышении своего общеобразовательного уровня, а это значит, педа­гогического мастерства.

 — В чем заключается ор­ганизационная структура в повышений общеобразовате­льных знаний? Ведь насколь­ко известно, в нашей системе образования существует какая-то плановая закономер­ность?

 — В отличие от нас учи­теля Латвии классифициру­ются на категории. Окончив­ший педучилище — учитель одной категории, окончивший институт — другой и т. Д. Если нашим педагогам повы­шается уровень заработной платы в зависимости от ста­жа, в Латвии — только от повышения образованности. И хочу отметить, что учите­ля Латвии, если они хотят повысить свою заработную плату, обязаны учиться самостоятельно и деньги пла­тить из собственного карма­на, а не из государственного.

Разработана концепция. Окончивший педагогическое училище будет носить зва­ние младшего учителя, окон­чивший институт — носит звание учителя. А чтобы пе­дагогу присвоили звание старшего учителя, ему необ­ходимо или издать свой на­учный труд, или окончить курсы высокой квалифика­ций, или сделать что-то опре­деленное, что повлияло бы на улучшение структуры об­разования в школе. В зави­симости от этого повышает­ся уровень оплаты труда от 18 до 30 процентов при каж­дой степени квалификации.

 — Как и за что поощря­ются в целом педагогические коллективы школ?

 — Вы знаете, мы встрети­лись с удивительным фак­том. В школах Латвии отсутствуют инспекторские про­верки. А если таковые и на­значаются, то только в экстремальных случаях. Пер­вый случай — это когда в учебном заведении «завалено» положение с успевае­мостью. И во втором случае, когда необходимо обобщить богатый педагогический и воспитательный опыт. Шко­ла в основном поощряется за состояние организаций учеб­ного процесса, организован­ность педагогов. За то, что они смогли сделать по техни­ческой оснащенности всего процесса обучения. Показателем является и заинтересо­ванность самих детей в об­разовании. Ведь очень важ­но создать такую структуру обучения, чтобы подросток сам тянулся к книге, знани­ям, а не педагог тянул бы ученика к книге.

Например, в Резекненском районе за минувший учебный год было поощрено десять педагогических коллективов школ. Каждый коллектив по­лучил по полторы тысячи рублей денежного вознаграж­дения.

 — Поощряются ли наши педагогические коллективы школ? А если поощряются, то в каком случае?

 — Мы, как правило, ту или иную школу поощряем за лучшую подготовку к но­вому учебному году. Премии мизерные — пятьдесят руб­лей. В Латвии же одной из структур поощрения являет­ся не подготовка школ к но­вому учебному году, а ста­бильная сохранность обору­дования, имущества, самого помещения к концу учебного года. Может быть, поэтому и не стоит вопрос о так назы­ваемом ежегодном ремонте классных комнат и зданий.

 —  Несколько слов о том, как принимаются дети из на­чальной в среднюю школу? Ведь на протяжении ряда лет обучение детей ведет один педагог.

 — Если дети переходят в среднюю школу, их уровень знаний учителя - предметни­ки проверяют непосредствен­но контрольными работами, что несомненно повышает ответственность педагогов начальных школ.

 — Какие коренные отли­чия образования детей на­шей школы и латвийской?

 — На мой взгляд, к обще­образовательной школе в Латвии совершенно другой подход со стороны общест­венности и прежде всего ру­ководителей хозяйств, про­мышленных предприятий. Школа в Латвии действите­льно на приоритетном поло­жении. Там совершенно дру­гой микроклимат. Скажем, в связи с реорганизацией и созданием районного объеди­нения школы значительно выгоднее выглядят в мате­риальном отношении. В дан­ный момент объединение имеет на своем счету сто ты­сяч рублей, поступивших централизованно. Созданная структура материальной заинтересованности—это серь­езные первые предпосылки для подбора педагогов в школы и классы на конкур­сной основе.

 — Будет ли что-то подоб­ное внедряться в школах на­шего района?

 — Это просто необходимо. Без глубокой реформы шко­лы и прежде всего создания заинтересованности в работе педагогических кадров не предвижу глубоких перемен в народном образовании. В ближайшее время состоится совещание с директорами школ, и мы об этом поведем разговор.

Беседу записал А. КУЗЬМИН.