Делегация представителей районного отдела народного образования она днях побывала в Резекненском районе Латвийской республики для ознакомления с перестройкой школы, уровнем руководства этой важнейшей сферой жизни нашего общества. В связи с этим наш корреспондент обратился к заведующей роно В. В. Ермолаевой и попросил ответить на ряд интересующих его вопросов.
- Валентина Вячеславовна, какое впечатление у вас осталось от общения с руководителями народного образования Резекненского района?
- Очень хорошее впечатление осталось от культуры общения руководителей районного объединения народного образования. Ведь именно так называется теперь в Латвии роно. Каше бы изменения не происходили в политической жизни, идеологических течениях среди партий, непартийных масс, уровень общения, духовная культура этих людей всегда поражают нас. Их выдержка, умение общения заслуживают особого внимания. Более того, нас встречали подчеркнуто гостеприимно, как и положено хозяевам, тактично. И что очень важно, наша делегация получила исчерпывающие ответы на рее вопросы.
— Скажите, сменилась вывеска отдела, это произошло благодаря глубоким изменениям в самой структуре образования?
— Должна отметить, что в народном образовании Латвии происходят большие перемены. Все направлено на улучшение умственного образования, нравственного воспитания детей. Это идет по нескольким направлениям. В первую очередь, там разработана определенная структура материальной, моральной заинтересованности каждого преподавателя прежде всего в повышении своего общеобразовательного уровня, а это значит, педагогического мастерства.
— В чем заключается организационная структура в повышений общеобразовательных знаний? Ведь насколько известно, в нашей системе образования существует какая-то плановая закономерность?
— В отличие от нас учителя Латвии классифицируются на категории. Окончивший педучилище — учитель одной категории, окончивший институт — другой и т. Д. Если нашим педагогам повышается уровень заработной платы в зависимости от стажа, в Латвии — только от повышения образованности. И хочу отметить, что учителя Латвии, если они хотят повысить свою заработную плату, обязаны учиться самостоятельно и деньги платить из собственного кармана, а не из государственного.
Разработана концепция. Окончивший педагогическое училище будет носить звание младшего учителя, окончивший институт — носит звание учителя. А чтобы педагогу присвоили звание старшего учителя, ему необходимо или издать свой научный труд, или окончить курсы высокой квалификаций, или сделать что-то определенное, что повлияло бы на улучшение структуры образования в школе. В зависимости от этого повышается уровень оплаты труда от 18 до 30 процентов при каждой степени квалификации.
— Как и за что поощряются в целом педагогические коллективы школ?
— Вы знаете, мы встретились с удивительным фактом. В школах Латвии отсутствуют инспекторские проверки. А если таковые и назначаются, то только в экстремальных случаях. Первый случай — это когда в учебном заведении «завалено» положение с успеваемостью. И во втором случае, когда необходимо обобщить богатый педагогический и воспитательный опыт. Школа в основном поощряется за состояние организаций учебного процесса, организованность педагогов. За то, что они смогли сделать по технической оснащенности всего процесса обучения. Показателем является и заинтересованность самих детей в образовании. Ведь очень важно создать такую структуру обучения, чтобы подросток сам тянулся к книге, знаниям, а не педагог тянул бы ученика к книге.
Например, в Резекненском районе за минувший учебный год было поощрено десять педагогических коллективов школ. Каждый коллектив получил по полторы тысячи рублей денежного вознаграждения.
— Поощряются ли наши педагогические коллективы школ? А если поощряются, то в каком случае?
— Мы, как правило, ту или иную школу поощряем за лучшую подготовку к новому учебному году. Премии мизерные — пятьдесят рублей. В Латвии же одной из структур поощрения является не подготовка школ к новому учебному году, а стабильная сохранность оборудования, имущества, самого помещения к концу учебного года. Может быть, поэтому и не стоит вопрос о так называемом ежегодном ремонте классных комнат и зданий.
— Несколько слов о том, как принимаются дети из начальной в среднюю школу? Ведь на протяжении ряда лет обучение детей ведет один педагог.
— Если дети переходят в среднюю школу, их уровень знаний учителя - предметники проверяют непосредственно контрольными работами, что несомненно повышает ответственность педагогов начальных школ.
— Какие коренные отличия образования детей нашей школы и латвийской?
— На мой взгляд, к общеобразовательной школе в Латвии совершенно другой подход со стороны общественности и прежде всего руководителей хозяйств, промышленных предприятий. Школа в Латвии действительно на приоритетном положении. Там совершенно другой микроклимат. Скажем, в связи с реорганизацией и созданием районного объединения школы значительно выгоднее выглядят в материальном отношении. В данный момент объединение имеет на своем счету сто тысяч рублей, поступивших централизованно. Созданная структура материальной заинтересованности—это серьезные первые предпосылки для подбора педагогов в школы и классы на конкурсной основе.
— Будет ли что-то подобное внедряться в школах нашего района?
— Это просто необходимо. Без глубокой реформы школы и прежде всего создания заинтересованности в работе педагогических кадров не предвижу глубоких перемен в народном образовании. В ближайшее время состоится совещание с директорами школ, и мы об этом поведем разговор.
Беседу записал А. КУЗЬМИН.