Важно не только «чем», но и «как»

сб, 03/16/1991

Не люблю я в настоящее время больших магазинов. Уж очень угнетающе действуют пустые витрины и прилавки, когда их много. Оказывается, пустота тоже может давить. А в ма­леньком магазинчике иначе. Все чем-то витрины заставлены. Если не вглядываться, создается впечатление пока еще нали­чия каких-то товаров.

В магазин № 29 «Продукты», что расположен в самом конце улицы Ленина, так и есть. Торговый зал здесь не велик, а в нем четыре отде­ла: молочный, мясной, рыбный и овощной. Все, что есть в продаже, — на виду. Товар вы­ставлен не небрежно, а как-то по-женски старательно. Как если бы в своей кухне, прежде чем что-то положить или поста­вить, подумала прежде — бу­дет ли это и удобно, и красиво. Вот, пожалуй, впечатление, ха­рактерное именно для этого магазина — чего-то домашнего и уютного. Так бывает, когда в доме хорошая хозяйка. В ма­газине это прежде всего заве­дующая. Здесь — Валентина Николаевна Петрова.

— Это человек, у которого можно и нужно многому по­учиться. Прежде всего, она хо­роший руководитель. И для де­ла, и для людей. Если говорить о деле, то от ее глаза ничего не укроется. Такая чужого не во­зьмет, но и своего не отдаст. Мне кажется, именно таким нужно быть в торговле.

Это мнение о ней старшего продавца магазина Людмилы Алексеевны Волковой, прорабо­тавшей с ней достаточно много лет и бывшей при этом в самых разных ситуациях.

— Людмила, а как сочетает­ся забота о деле и забота о людях? Есть ведь и такое мне­ние, что когда руководитель прежде всего о деле думает, с подчиненными конфликтов не избежать.

- Коллектив у нас малень­кий, женский, и, наверное, ла­дить с нами можно. Если под­ходить по-человечески. Вален­тина Николаевна умеет найти подход к каждому, никогда не делает ничего сгоряча, под на­строение. Всегда разберется во всем, выслушает. Она по на­туре очень добрая. И выдер­жанная. Сейчас все мы нер­вные, задерганные, бывает, до­ма что-то не так. А она всегда ровная. Как бы и что бы у неё ни было, на отношении к окружающим, на работе это не сказывается.

Безусловно, это важно. Здесь я полностью согласна с Люд­милой. И считаю, что если да­же подобная сдержанность чу­жда характеру, она должна быть обязательно выработана. Это неотъемлемая черта куль­туры поведения. Можно пред­ставить себе атмосферу в кол­лективе, если все мы дадим во­лю своему темпераменту и настроениям. Бывает, кстати, и так. Тут уж немало зависит от руководителя. И здесь нужно сказать об еще одной характер­ной черте этого магазина. Не только чисто внешне приятное впечатление отличает его, но и то, что ощущается при обще­нии, — культура обслужива­ния.

Чего только не наслушается продавец за день. Ему высказывают все — от претензий к политике в стране в целом до упреков по поводу цены това­ра на витрине или отсутствия такового. Ожидаемые продук­ты долго не подвозят — про­давцы виноваты. Вообще ниче­го не привезли — тем более. И все же жалоб на этот коллек­тив нет. Умеют здесь ответить улыбкой на упрек, сдержаться от ответа на явную грубость. Объяснят, если надо — возра­зят, но спокойно, доброжелате­льно. Глядишь, и человек ухо­дит уже в другом, менее воин­ственном настроении.

А магазин достаточно «тру­дный». То что он мал и уютен, имеет оборотную сторону — от шума и гама, когда собира­ется очередь, деться неку­да. К вечеру, кажется, го­лова пухнет. Товар здесь такой, что его подносить нелегко. Приходится изрядные тяжести поднимать. Сейчас, правда, ра­ботать стало легче. После ре­конструкции. В ходе ее сделана пристройка. В ней — подсоб­ное помещение, холодильные установки. До реконструкции холодильники были располо­жены во дворе, а подсобное по­мещение составляло клетушку. Теперь и просторно, и вода проведена, и теплее стало. Ото­пление здесь печное. Всего три печки. Натопить, чистоту наве­сти — это входит в обязанно­сти техничек Антонины Егоров­ны Голубевой и Валентины Ивановны Васильевой. Они уже пенсионерки, но продолжа­ют трудиться. При этом дела­ют не только то, что входит непосредственно в их обязанно­сти, но и помогают продавцам подносить товары в отделы.

И, конечно, нужно сказать о продавцах магазина — Нине Петровне Орловой, Людмиле Николаевне Петровой, Инне Ивановне Шабановой (это кро­ме заведующей Валентины Ни­колаевны Петровой и старшего продавца Людмилы Алексеев­ны Волковой). Они настоящие труженицы. И глядя на них, по­нимаешь: важно не только чем торговать, но и как.

Л. САЛЬКОВА.