Успешному решению задач комплексного подхода к воспитанию школьников должна служить правильная, отвечающая требованиям нынешнего дня организация использования учащимися внеурочного времени. Центром и организатором этой работы с детьми, конечно, является школа. Она в полную меру должна использовать для этого свои учебные кабинеты, мастерские, пионерскую комнату, библиотеку, актовый и спортивный залы.
К этой цели и стремится педагогический коллектив нашей школы. Созданы и работают одиннадцать кружков. Среди них такие, как «Наш Ленинский комсомол», «Юный атеист», танцевальный, хоровой, вокальный, вязальный, кинодемонстраторов, моделирования, туристско-краеведческий. И руководят ими такие знающие и любящие свое дело люди, как В. Г. Осипова, М. Г. Смирнова, А. Н. Азарова, Г. О. Константинова, В. ф. Егорова, В. П. Парамонова, А. В. Молчанов.
Не менее важная роль отводится в школе й клубам. Под руководством Г. И. Егоровой и Т. А. Ворониной, например, работают клубы «Поиск», «Закон», интернациональной дружбы. Действуют также клубы Пушкинский и «Малышок». Занимается в кружках и клубах более 200 учащихся первого — восьмого классов.
В бюджете свободного времени ребенка видное место занимает и спорт. Три раза в неделю работает физкультурная секция, которой руководит В. М. Васюченкова. Эту секцию посещают 44 учащихся. Интересно проходят здесь и занятия, и соревнования. Объявление и положение о соревновании вывешиваются на видном месте за месяц до начала спортивного мероприятия. Проводится соответствующая подготовительная работа. И, надо сказать, число участников в спортивно-массовых мероприятиях из года в год увеличивается.
Следует особо сказать о той работе, которая проводится в школе по воспитанию учащихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма. В этом деле особое место отводится клубу интернациональной дружбы, руководит которым учительница немецкого языка Т. А. Воронина. Его занятия проходят два раза в месяц. Ведется переписка с учащимися средней школы г. Цигенрюка.
Члены КИДа знакомятся с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Тельмана, с городами Дрезден, Берлин, Лейпциг, Веймар и другими. Проводились викторины «Что ты знаешь о ГДР». «Пионеры-тельмановцы — друзья пионеров-ленинцев», встречи с людьми, которые побывали в Германии, вечера на немецком языке, выставки сувени- ров, подарков, писем из ГДР. Выпущен ряд бюллетеней на немецком языке.
Клуб имеет такие ценные материалы, как образец первого номера газеты «Искра» в Лейпциге. Наша школа носит имя Т. Калнин, и клуб имеет связь со скульптором из Юрмалы Кристовским, автором бюста Т. Калнин, с композитором Виктором Нашивочниковым, автором песен о Т. Калнин.
Хорошей формой отдыха и воспитания стали «Огоньки». Проходят они не реже одного раза в четверть по классам. К «Огонькам» тщательно готовятся не только дети, учителя, но и родители. Ведь на них разговор идет об увлечениях в семье, о прочитанных книгах, фильмах, спектаклях, передачах. Непременно возникают просьбы спеть любимую песню, прочесть стихй, станцевать. И как радостно каждый раз видеть восхищенные глаза ребят! Обстановка на таких «Огоньках» самая теплая, дружеская. Дети сами готовят к ним чай, с удовольствием придумывают номера художественной самодеятельности, стараются по-интересней оформить класс.
Все это, безусловно, способствует всестороннему развитию личности, формирует у учащихся марксистско-ленинское мировоззрение, идейную убежденность, воспитывает высокую нравственность, трудолюбие, советский патриотизм, прививает интерес к политическим знаниям, развивает общественную активность, прививает необходимые для советского человека многие другие качества.
Э. ПЕТРОВА, секретарь парторганизации Опочецкой восьмилетней
школы № 1.