Воевода, приказчик, а может быть мэр, председатель сельсовета?

чтв, 09/19/1991

В газете уже сообщалось о том, что в нашем городе состо­ялся межрайонный семинар руководителей районных, город­ских, поселковых и сельских Советов народных депутатов. На повестке дня стоял вопрос «О задачах местных Советов по реализации Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».

С докладом об основных положениях этого Закона и применении его в деятельно­сти Советов выступил первый заместитель председателя об­ластного Совета, народный де­путат РСФСР Евгений Васильевич Юганов. Приводим крат­кое содержание его выступле­ния.

6 июля 1991 года сессия Вер­ховного Совета РСФСР приня­ла Закон «О местном самоуп­равлении в РСФСР». Началом работы по его подготовке по­служили решения четвертого Съезда народных депутатов по изменению ряда статей респуб­ликанской Конституции, Мы ждали этого Закона, так как реформа была просто необхо­дима.

Оценивая принятый Закон, можно сказать, что полной ра­дости от его содержания не испытываем. Некоторые статьи противоречивы, документ гро­моздок, что осложняет его ре­ализацию. Этот Закон каждому работнику надо хорошо знать и уметь практически приме­нить.

Вопросы местного самоуп­равления не простые, время и люди будут поэтому совершен­ствовать сегодняшний Закон. Основной смысл его Заключа­ется в переходе от всевластия Советов, провозглашенного де­кларативно, к системе местного самоуправления. Можно выделить четыре позиции отноше­ний местных Советов и ис­полнительной власти в лице местной администрации: сфера разграничения их деятельности, гарантии каждого органа в пределах его компетенции, гра­ницы взаимодействия и меха­низм разрешения конфликтов между Советами и администра­цией. Законом вводится едино­началие.

Эффективность структуры управления и достаточная фи­нансовая и экономическая база - два этих основных момента должны лежать в основе реа­лизации местного самоуправ­ления. Его система включает три понятия: представительные органы власти (местные Сове­ты народных депутатов), ор­ганы управления (местная ад­министрация, местные референ­думы, собрания, сходы граж­дан) и органы территориального общественного самоуправле­ния населения. Границы приме­нения настоящего Закона от сельсоветов до городов област­ного подчинения. Области и края становятся субъектами федерации, поэтому по област­ным органам будет свой За­кон. В пределах, установленных законодательством, районный, городской Советы принимают, а сельские могут принимать положение (устав) о местном самоуправлении на подведом­ственной территории. Он будет регистрироваться президиумом областного Совета, а впослед­ствии малым Советом этого уровня. До 25 октября текуще­го года в каждый местный Совет поступит примерный до­кумент, на его основе каждый Совет в соответствии со своими условиями разработает поло­жение или устав.

Второй раздел Закона посвящен структуре и органи­зационным основам деятельно­сти местных органов власти и управления. В нем говорится, что Совет избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Основной формой работы, как и раньше, остается сессия. Сессия Совета считается пра­вомочной, если на ней присут­ствует не менее двух, третей от числа депутатов. Если собра­лось меньшее количество, то сессия переносится. Однако да­лее внесено существенное нов­шество. Если на повторной сессии вновь зарегистрируется менее двух третей депутатов или после регистрации часть откажется от участия в ее ра­боте, сессия считается право­мочной при наличии большин­ства от числа депутатов, установленного для данного Сове­та. Очередные сессии созывают­ся не реже двух раз в год. Вне­очередные сессии созываются по инициативе не менее одной трети от числа депутатов, ус­тановленного для данного Со­вета, а также председателя Со­вета или главы местной адми­нистрации не позднее чем в двухнедельный срок.

В статье 17 Закона изложе­ны вопросы, решаемые исклю­чительно на сессии Совета. Ре­шения на сессии принимаются открытым, в том числе поимен­ным или тайным голосованием. Здесь надо учесть, что, если по большинству вопросов решения считаются принятыми, когда проголосовало «за» более поло­вины депутатов, то при рас­смотрении вопроса о выраже­нии недоверия главе админист­рации необходимо не менее двух третей голосов, для вклю­чения в повестку дня — одной трети, о проведении поименного голосования — не менее одной пятой числа депутатов.

Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обя­зательны для исполнения всеми расположенными на его территории государственными  органами и общественными ор­ганизациями, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от подчиненности и форм собственности, должно­стными лицами и гражданами. Это существенное новшество, ведь раньше Совет, к примеру, колхозам в своих решениях мог только рекомендовать что-либо для исполнения.

В Законе сформулированы функции председателя Совета. На уровне сельсовета эту дол­жность может занимать глава администрации, однако его права в этом случае несколько урезаются. Здесь заключается и главное противоречие доку­мента, так как глава админи­страции по Закону не может быть депутатом. Как быть в этом случае? Чтобы не появи­лось вновь два руководителя, мы считаем целесообразным в порядке исключения должности председателя сельсовета (а он должен быть депутатом) и главы сельской администрации объединять.

Как и ранее, Совет избирает из числа депутатов постоян­ные комиссии, а также для ор­ганизационного и правового обеспечения своей деятельно­сти и оказания помощи посто­янным комиссиям и депутатам вправе образовать свой аппа­рат.

Третья глава Закона посвящена структуре и орга­низационным основам деятель­ности местной администрации. Следует сразу определиться в том, что она подотчетна соот­ветствующему местному Сове­ту и также вышестоящим ис­полнительным и распоряди­тельным органам в пределах их компетенции. Некоторыми товарищами высказываются мысли, что введение этой новой структуры власти умаляет роль и значение Советов, но этот вывод неприемлем.

На каком названии остано­виться для местной администра­ции? Мы обратились к архи­вам, решили посмотреть, как раньше назывался начальник на уровне уезда, волости. Мож­но провести параллель между сегодняшним районом и вче­рашним уездом. Были в свое время княжеские наместники, посадники, воеводы, исправни­ки, коменданты, уездные комис­сары. Сельсовет сравним с во­лостью, на этом уровне началь­ники назывались так: воло­стель, волостной староста, приказчик, председатель воло­стной управы. Когда мы осмыс­лили все это, предлагаем для городов районного подчинения с учетом сегодняшнего дня название «мэр». Оно восприни­мается неплохо, в некоторых городах прочно вошло в лекси­кон жителей. Для района — председатель управы, мэр или глава районной администра­ции. Для сведения: в Москве на таком уровне руководитель называется префектом. Для сельсовета целесообразно оста­новиться на председателе сель­совета или старшине. Конечно, каждый Совет сам выбирает название, но не хотелось бы пестроты в этом вопросе.

Глава местной администрации избирается сроком на пять лет путём всеобщих прямых и равных выборов тайным голо­сованием.. Он издает в преде­лах своей компетенции поста­новления и распоряжения. Ру­ководители органов и струк­турных подразделений местной администрации издают прика­зы. Эти акты могут быть отме­нены Советом, судом и выше­стоящим исполнительно-распо­рядительным органом, если они противоречат законодательству и решениям Совета. В свою очередь, глава администрации может опротестовать решение Совета, если это решение, по его мнению, противоречит за­конодательству или другим решениям данного Совета ли­бо недостаточно обеспечено финансовыми, материально-тех­ническими и организационны­ми средствами.

Раньше принималось много решений, когда не просчитыва­лись финансовые возможности их выполнения, в результате они не выполнялись. Сейчас ставится барьер непродуман­ным решениям. Протест с необ­ходимым обоснованием вносит­ся в письменной форме в соот­ветствующий Совет не позднее пяти дней со дня принятия Со­ветом решения. Действие оп­ротестованного решения приос­танавливается, однако Совет может отклонить протест. Гла­ве администрации даются си­льные рычаги влияния на поло­жение дел. Чтобы решения Советов были квалифицирован­ными, надо усилить юридиче­скую службу и самим работни­кам Советов лучше знать юрис­пруденцию. В местных органах власти сейчас мало толковых юристов, необходимо позабо­титься о подготовке кадров по этой специальности.

Если говорить о компетен­ции местных Советов, то в За­коне просматривается четкое разграничение ее на всех уров­нях, в том числе в вопросах административно - территори­ального устройства. Мы уже сейчас располагаем фактами, когда объединяются Советы, пересматриваются полномочия и структура. К примеру, в Локне объединили районный и по­селковый Советы, работают так второй год, и, по их мне­нию, стало лучше. В июле в Острове объединились район­ный и городской Советы, пока оставлено два исполкома, но и их собираются объединять. В Невеле же, когда речь зашла о судьбе горсовета, решили его оставить. То есть в каж­дом конкретном случае необхо­димо гражданам самим решать, как быть.

 В шестом разделе Закона речь идет о территориаль­но-общественном самоуправле­нии населения. Это совершен­но новые положения. Общест­венное самоуправление может заменить маленькие Советы. В его систему включаются об­щие собрания (сходы), конфе­ренции граждан, местные рефе­рендумы, иные формы непос­редственной демократии. Орга­ны территориального общест­венного самоуправления вклю­чают в себя Советы или коми­теты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, а также Советы или комитеты улиц, кварталов, домов. Умалять возможности их не надо. Ведь органы территориального общественного самоуправления вправе создавать в установлен­ном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в това­рах и услугах; выступать за­казчиком и а работы по благо­устройству, строительству и ре­монту жилья, объектов соц­культбыта с использованием предусмотренных средств ме­стного бюджета; кооперировать средства населения, предприя­тий, организаций на доброволь­ной основе для финансирова­ния социальных программ; ор­ганизовывать экономическую деятельность; определять шта­ты и порядок оплаты труда работников в соответствии со своим положением (уставом).

В Законе впервые местные Советы и местная администра­ция получают большие права для контроля за выполнением их решений. Так, если кто-либо их не исполняет, вышеназван­ные органы вправе в установ­ленном порядке вносить в соответствующие органы пред­ставления о привлечении к дис­циплинарной ответственности должностных лиц. Невыполне­ние решений местного Совета, местной администрации влечет административную ответст­венность должностных лиц и граждан в виде штрафа в раз­мере от 500 до 5000 рублей, налагаемого в судебном поряд­ке. Такие вопросы суд рассмат­ривает в течение семи дней.

В статье 93 определены соци­альные гарантии руководите­лей Совета, местной, админист­рации, других должностных лиц. Они существенные и соз­дают условия для прихода в эти органы хороших специали­стов.

В заключение докладчик отметил, что надо взвешенно относиться к раз­личным упразднениям сегод­няшних органов на уровне сельсоветов. Целесообразно ли это делать? Может быть, оста­вить сейчас как есть, а затем думать, совершенствовать, эк­спериментировать. Однако, ес­ли условия созрели, то не надо искусственно сдерживать уп­разднение. Если говорить о кадровой политике, то раньше она определялась в райкоме партии, сейчас этим должны заниматься сами Советы.

Записал П. ВАСИЛЬЕВ.