В газете уже сообщалось о том, что в нашем городе состоялся межрайонный семинар руководителей районных, городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов. На повестке дня стоял вопрос «О задачах местных Советов по реализации Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».
С докладом об основных положениях этого Закона и применении его в деятельности Советов выступил первый заместитель председателя областного Совета, народный депутат РСФСР Евгений Васильевич Юганов. Приводим краткое содержание его выступления.
6 июля 1991 года сессия Верховного Совета РСФСР приняла Закон «О местном самоуправлении в РСФСР». Началом работы по его подготовке послужили решения четвертого Съезда народных депутатов по изменению ряда статей республиканской Конституции, Мы ждали этого Закона, так как реформа была просто необходима.
Оценивая принятый Закон, можно сказать, что полной радости от его содержания не испытываем. Некоторые статьи противоречивы, документ громоздок, что осложняет его реализацию. Этот Закон каждому работнику надо хорошо знать и уметь практически применить.
Вопросы местного самоуправления не простые, время и люди будут поэтому совершенствовать сегодняшний Закон. Основной смысл его Заключается в переходе от всевластия Советов, провозглашенного декларативно, к системе местного самоуправления. Можно выделить четыре позиции отношений местных Советов и исполнительной власти в лице местной администрации: сфера разграничения их деятельности, гарантии каждого органа в пределах его компетенции, границы взаимодействия и механизм разрешения конфликтов между Советами и администрацией. Законом вводится единоначалие.
Эффективность структуры управления и достаточная финансовая и экономическая база - два этих основных момента должны лежать в основе реализации местного самоуправления. Его система включает три понятия: представительные органы власти (местные Советы народных депутатов), органы управления (местная администрация, местные референдумы, собрания, сходы граждан) и органы территориального общественного самоуправления населения. Границы применения настоящего Закона от сельсоветов до городов областного подчинения. Области и края становятся субъектами федерации, поэтому по областным органам будет свой Закон. В пределах, установленных законодательством, районный, городской Советы принимают, а сельские могут принимать положение (устав) о местном самоуправлении на подведомственной территории. Он будет регистрироваться президиумом областного Совета, а впоследствии малым Советом этого уровня. До 25 октября текущего года в каждый местный Совет поступит примерный документ, на его основе каждый Совет в соответствии со своими условиями разработает положение или устав.
Второй раздел Закона посвящен структуре и организационным основам деятельности местных органов власти и управления. В нем говорится, что Совет избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Основной формой работы, как и раньше, остается сессия. Сессия Совета считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух, третей от числа депутатов. Если собралось меньшее количество, то сессия переносится. Однако далее внесено существенное новшество. Если на повторной сессии вновь зарегистрируется менее двух третей депутатов или после регистрации часть откажется от участия в ее работе, сессия считается правомочной при наличии большинства от числа депутатов, установленного для данного Совета. Очередные сессии созываются не реже двух раз в год. Внеочередные сессии созываются по инициативе не менее одной трети от числа депутатов, установленного для данного Совета, а также председателя Совета или главы местной администрации не позднее чем в двухнедельный срок.
В статье 17 Закона изложены вопросы, решаемые исключительно на сессии Совета. Решения на сессии принимаются открытым, в том числе поименным или тайным голосованием. Здесь надо учесть, что, если по большинству вопросов решения считаются принятыми, когда проголосовало «за» более половины депутатов, то при рассмотрении вопроса о выражении недоверия главе администрации необходимо не менее двух третей голосов, для включения в повестку дня — одной трети, о проведении поименного голосования — не менее одной пятой числа депутатов.
Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на его территории государственными органами и общественными организациями, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Это существенное новшество, ведь раньше Совет, к примеру, колхозам в своих решениях мог только рекомендовать что-либо для исполнения.
В Законе сформулированы функции председателя Совета. На уровне сельсовета эту должность может занимать глава администрации, однако его права в этом случае несколько урезаются. Здесь заключается и главное противоречие документа, так как глава администрации по Закону не может быть депутатом. Как быть в этом случае? Чтобы не появилось вновь два руководителя, мы считаем целесообразным в порядке исключения должности председателя сельсовета (а он должен быть депутатом) и главы сельской администрации объединять.
Как и ранее, Совет избирает из числа депутатов постоянные комиссии, а также для организационного и правового обеспечения своей деятельности и оказания помощи постоянным комиссиям и депутатам вправе образовать свой аппарат.
Третья глава Закона посвящена структуре и организационным основам деятельности местной администрации. Следует сразу определиться в том, что она подотчетна соответствующему местному Совету и также вышестоящим исполнительным и распорядительным органам в пределах их компетенции. Некоторыми товарищами высказываются мысли, что введение этой новой структуры власти умаляет роль и значение Советов, но этот вывод неприемлем.
На каком названии остановиться для местной администрации? Мы обратились к архивам, решили посмотреть, как раньше назывался начальник на уровне уезда, волости. Можно провести параллель между сегодняшним районом и вчерашним уездом. Были в свое время княжеские наместники, посадники, воеводы, исправники, коменданты, уездные комиссары. Сельсовет сравним с волостью, на этом уровне начальники назывались так: волостель, волостной староста, приказчик, председатель волостной управы. Когда мы осмыслили все это, предлагаем для городов районного подчинения с учетом сегодняшнего дня название «мэр». Оно воспринимается неплохо, в некоторых городах прочно вошло в лексикон жителей. Для района — председатель управы, мэр или глава районной администрации. Для сведения: в Москве на таком уровне руководитель называется префектом. Для сельсовета целесообразно остановиться на председателе сельсовета или старшине. Конечно, каждый Совет сам выбирает название, но не хотелось бы пестроты в этом вопросе.
Глава местной администрации избирается сроком на пять лет путём всеобщих прямых и равных выборов тайным голосованием.. Он издает в пределах своей компетенции постановления и распоряжения. Руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы. Эти акты могут быть отменены Советом, судом и вышестоящим исполнительно-распорядительным органом, если они противоречат законодательству и решениям Совета. В свою очередь, глава администрации может опротестовать решение Совета, если это решение, по его мнению, противоречит законодательству или другим решениям данного Совета либо недостаточно обеспечено финансовыми, материально-техническими и организационными средствами.
Раньше принималось много решений, когда не просчитывались финансовые возможности их выполнения, в результате они не выполнялись. Сейчас ставится барьер непродуманным решениям. Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в соответствующий Совет не позднее пяти дней со дня принятия Советом решения. Действие опротестованного решения приостанавливается, однако Совет может отклонить протест. Главе администрации даются сильные рычаги влияния на положение дел. Чтобы решения Советов были квалифицированными, надо усилить юридическую службу и самим работникам Советов лучше знать юриспруденцию. В местных органах власти сейчас мало толковых юристов, необходимо позаботиться о подготовке кадров по этой специальности.
Если говорить о компетенции местных Советов, то в Законе просматривается четкое разграничение ее на всех уровнях, в том числе в вопросах административно - территориального устройства. Мы уже сейчас располагаем фактами, когда объединяются Советы, пересматриваются полномочия и структура. К примеру, в Локне объединили районный и поселковый Советы, работают так второй год, и, по их мнению, стало лучше. В июле в Острове объединились районный и городской Советы, пока оставлено два исполкома, но и их собираются объединять. В Невеле же, когда речь зашла о судьбе горсовета, решили его оставить. То есть в каждом конкретном случае необходимо гражданам самим решать, как быть.
В шестом разделе Закона речь идет о территориально-общественном самоуправлении населения. Это совершенно новые положения. Общественное самоуправление может заменить маленькие Советы. В его систему включаются общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии. Органы территориального общественного самоуправления включают в себя Советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, а также Советы или комитеты улиц, кварталов, домов. Умалять возможности их не надо. Ведь органы территориального общественного самоуправления вправе создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах; выступать заказчиком и а работы по благоустройству, строительству и ремонту жилья, объектов соцкультбыта с использованием предусмотренных средств местного бюджета; кооперировать средства населения, предприятий, организаций на добровольной основе для финансирования социальных программ; организовывать экономическую деятельность; определять штаты и порядок оплаты труда работников в соответствии со своим положением (уставом).
В Законе впервые местные Советы и местная администрация получают большие права для контроля за выполнением их решений. Так, если кто-либо их не исполняет, вышеназванные органы вправе в установленном порядке вносить в соответствующие органы представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц. Невыполнение решений местного Совета, местной администрации влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере от 500 до 5000 рублей, налагаемого в судебном порядке. Такие вопросы суд рассматривает в течение семи дней.
В статье 93 определены социальные гарантии руководителей Совета, местной, администрации, других должностных лиц. Они существенные и создают условия для прихода в эти органы хороших специалистов.
В заключение докладчик отметил, что надо взвешенно относиться к различным упразднениям сегодняшних органов на уровне сельсоветов. Целесообразно ли это делать? Может быть, оставить сейчас как есть, а затем думать, совершенствовать, экспериментировать. Однако, если условия созрели, то не надо искусственно сдерживать упразднение. Если говорить о кадровой политике, то раньше она определялась в райкоме партии, сейчас этим должны заниматься сами Советы.
Записал П. ВАСИЛЬЕВ.