В настоящее время вышла серия программных документов, определяющих ближайшее будущее нашего народного образования. Они проникнуты духом XIX Всесоюзной партийной конференции, в них нашли отражение проблемы перестройки народного образования, намечаются конкретные пути их решения. Об этом шел откровенный, честный разговор на совещании учителей района, которое состоялось в последний четверг августа. В нем приняли участие не только работники школ, училищ, детских садов, но и руководители и секретари партийных организаций предприятий и хозяйств, партийные, советские в комсомольские работники, представители общественности.
Работа совещания началась с момента торжественного и приподнятого приветствия молодых учителей, от имени которых выступила учитель химии и биологии Глубоковской средней школы Л. В. Семенова. Молодым педагогам были вручены трудовые книжки и памятные сувениры. Впечатлениями о XIX Всесоюзной партийной конференции поделился с собравшимися ее делегат первый секретарь райкома КПСС П. Н. Голубков.
С докладом «О задачах педагогических коллективов школ по выполнению установок февральского (1988 года) Пленума ЦК КПСС и дальнейшему углублению перестройки народного образования в свете решений XIX Всесоюзной партийной конференции» выступила заведующая роно В. В. Ермолаева.
В прениях по докладу приняли участие заведующая детским садом «Колокольчик» Г. А, Ефимова, директор торфопредприятия В. Н. Коробов, директор СПТУ № 6 А. А. Ермолаев, директор восьмилетней школы № 1 Е. И. Осипов, учитель истории и обществоведения средней школы № 2 Л. А. Никольская, директор средней школы № 3 Ю. А. Дроздецкий, учитель трудового обучения и физики
Духновской восьмилетней школы Г. В. Ефимов, врач-педиатр центральной районной больницы Л. А. Анисимова.
На совещании был избран совет по народному образованию Опочецкого района. Состоялось вручение Почетной грамоты министерства просвещения РСФСР библиотекарю средней школы № 2 Л. В. Лац за активное участие в литературно-краеведческом конкурсе, посвященном 70-летию комсомола. Знаком «Отличник народного образования СССР» награждена учитель средней школы № 4 В. П. Гулина.
Из доклада В. В. Ермолаевой
Что необходимо сделать по перестройке системы народного образования в свете решений февральского Пленума ЦК КПСС и решений XIX Всесоюзной партийной конференции?
Следует отметить, что партийные организации, исполкомы местных Советов народных депутатов, трудовые коллективы района стали предметнее заниматься вопросами народного образования. За четыре года действия реформы построены Норкинская восьмилетняя школа на 192 места, детских садов и пристроек к ним на 91 место, теплый переход в педагогическом училище, начальные школы на территории колхоза «Заветы Ленина» и торфобрикетного предприятия, складские помещения в ОПТУ № 20, детских садах колхозов «Авангард» и «Большевик». Решены некоторые практические вопросы повышения квалификации педагогических кадров.
Но откровенно надо признать, что темпы и глубина реализации основных направлений школьной реформы нас не удовлетворяют в главном — в содержании образования, в методах обучения и воспитания. Не всеми педагогическими коллективами велась целенаправленная работа по выполнению Закона о среднем образовании, пять человек покинули школы в результате отсева. Недостаточно полно проявилась организаторская деятельность отдела народного образования и многих руководителей школ по ориентации учащихся на профессии, нужные району. Особенно слаба она была в средних школах № 3 и № 4.
В ряде педагогических коллективов существует равнодушное отношение к судьбе учащихся, которые получают среднее образование вне школы, через ПТУ.
Отделу народного образования в минувшем учебном году не удалось полностью исправить ряд негативных тенденций, складывающихся в начальном звене обучения. Так, попревшему низок уровень техники чтения учащиеся вторых — третьих классов.
Анализ экзаменационных сочинений по литературе показал, что значительная часть учителей мало внимания уделяет самостоятельной работе учащихся на уроке. Около половины выпускников Теребенской школы и трети учащихся средних школ не сумели дать обоснованную оценку героям изученных произведений. Незнание текстов ключевых произведений программы выявлено в средней школе № 2.
Каждый пятый ученик городских школ плохо знает советскую литературу. Во всех проверенных школах отмечена недостаточная требовательность администраций к методическому уровню уроков естественно-математического цикла.
Проверка показала, что учителя математики района не ищут новые формы обучения, мало внимания уделяют практической направленности урока.
Анализ работы факультативов, предметных кружков, олимпиад показывает, что эти формы работы с учениками используются плохо. Всего в районе в прошедшем учебном году действовали 25 факультативных групп, в которых занимались 314 учащихся, 13 процентов учащихся занимались в предметных кружках.
В областных олимпиадах наши учащиеся занимали: по математике — одиннадцатое и двенадцатое места, по физике — двадцать второе место, по химии — восьмое.
В 1988 году закончили школу 111 десятиклассников, награждены похвальными грамотами 32 ученика, но нет ни одной медали. Из числа 303 восьмиклассников ни один не получил свидетельства с отличием. 10 оставлены на повторный год, 5 получили задание на лето.
В нашем районе впервые прошли переводные экзамены во всех классах, начиная с третьего. Хорошие знания показали учащиеся третьих классов средней школы № 2, средней школы № 3, Приозерной начальной школы. Среди шестиклассников хорошо справились с заданиями по русскому языку ученики восьмилетней школы № 1, по географии — средней школы № 3, по литературе — учащиеся девятого класса средней школы № 4, по биологии — девятиклассники средней школы № 3, по физике — ученики седьмого класса восьмилетней школы № 1. Есть и другие примеры.
Так, из двадцати пяти учащихся четвертого класса школы-интерната к экзаменам по русскому языку были допущены двадцать. Из них ни один не показал хорошие знания, семь человек получили неудовлетворительные оценки. Из семи учащихся шестого класса Теребенской средней школы по русскому языку два ученика . получили удовлетворительные оценки, четыре человека показали неудовлетворительные знания.
По району 91 ученик оставлен на повторный год, 119 человек получили задание на осень, то есть почти каждый четырнадцатый ученик — в числе неуспевающих.
Таким образом, изучив работу учителей-предметников, проверив знания учащихся в ходе тематического и фронтального инспектирований, посещения экзаменов, можно сделать следующие выводы. Не все уроки соответствуют требованиям программ, учителя недостаточно используют активные формы и методы обучения. Причиной этого являются:
Во-первых, низкая эффективность внутришкольного контроля со стороны администрации. Посещения уроков в ряде случаев продолжают носить эпизодический характер, работа учителя по целой теме в отдельно взятом классе не прослеживается. При анализе состояния преподавания основное внимание уделяется сумме конкретных теоретических знаний и совершенно недостаточно — уровню приобретения практических умении и навыков.
Во-вторых, неумение учителей проводить самоанализ урока, формальное отношение к самообразованию, нежелание и неумение использовать опыт творчески работающих коллег.
В-третьих, слабая практическая направленность уроков, отсутствие должного контроля за знаниями учащихся, выполнением ими домашних заданий.
Из выступлений в прениях
А. А. ЕРМОЛАЕВ, директор СПТУ № 6.
Надо отметить, что коллективом училища проводится определенная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. За последние годы укрепилась его материально-техническая база, изменился в лучшую сторону быт и досуг учащихся, ежегодно снижается процент учащихся, совершающих правонарушения.
Преподаватели, мастера производственного обучения, такие, как Л. П. Кример, А. Т. Тарикова, А. С. Дзюба, В. Н. Бороздина, Н. Е. Мурашов ищут новые формы и методы на уроках теоретического и практического обучения.
Одной из проблем на сегодняшний день остается выполнение плана комплектования. Училище является по профилю строительным, и мы должны готовить кадры для строительных организаций объединения «Агропромстрой». План комплектования и профиль подготовляемых профессий должны согласовывать и утверждать с базовым предприятием. Но пока училище существует само по себе, базовое предприятие — само по себе, а говорить о совместной работе по комплектованию совсем не приходится.
Надо отметить, что за последние годы по направлению, например, КГСО в училище не поступил ни один учащийся. Парадокс еще в том, что наши предприятия не могут ответить на вопрос о потребности кадров хотя бы на ближайшие два — три года.
Нынче, в связи с переходом предприятий на новые формы хозяйствования, появились трудности с устройством учащихся на производственную практику и с трудоустройством после окончания училища. Работа по подготовке рабочих по прямым договорам с предприятиями развалилась совсем.
Существует у нас проблема сохранения контингента. Надо сказать, что ежегодно мы отчисляем по разным причинам порядка тридцати одного учащегося.
Г. Д. ЕФИМОВА, заведующая детским садом «Колокольчик».
Осуществление задач, определенных февральским (1988 года) Пленумом ЦК КПСС по дальнейшему углублению и расширению реформы школы зависит во многом от того, насколько тесна взаимосвязь школ и дошкольных детских учреждений.
Мы на практике знаем, что наладить такой контакт трудно. Из одного детского сада дети уходят в разные школы, к разным учителям. Отсюда редкая посещаемость воспитателями уроков учителей, которые занимаются с их питомцами, и наоборот, Мы стремимся восполнить подобные пробелы в своей деятельности.
Не можем сегодня не говорить и о значении трудового воспитания детей дошкольного возраста. Каждый из нас понимает, что нет и не может быть полноценного воспитания вне труда.
Трудовая деятельность в дошкольных учреждениях направлена прежде всего на повышение общего развития детей, расширение их интересов, проявление простейших форм сотрудничества, формирование таких нравственных качеств, как трудолюбие, чувство долга, уважение к труду.
Но слишком часто упускается из виду, что система дошкольного воспитания является чрезвычайно важной ступенью народного образования, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека.
Нельзя мириться с тем, что до сих пор не решен вопрос улучшения материальной. базы детских садов. У нас нет возможности обеспечить процесс воспитания и образования детей должным образом. Мы не можем купить необходимую мебель, игрушки, пособия. Только по телевизору, да на выставке ВДНХ можно увидеть воочию, что и как должно быть.
Л. А. НИКОЛЬСКАЯ, учитель истории средней школы № 2.
Огромная ответственность возлагается в настоящее время на учителей истории, и обществоведения. Мы в большей степени должны решить задачу становления нашей молодежи высокоидейной, морально зрелой.
Надо, наверное, создать условия в процессе преподавания истории, которые бы стимулировали творческий поиск как в школе, так и после ее окончания. Мы превратили своих учеников в роботов, которые заучивают все подряд. Мне кажется, что не надо им зазубривать то, что можно найти в справочной литературе, учебнике.
Нашим ребятам не хватает умения говорить, своими словами, доказывать свое мнение, спорить, опровергать мнение другого. Больше нам надо обращаться к конкретным ситуациям, к жизни района, города, родителей, соседей.
Порой сдерживают ребят оценки, Пора нам изменить отношение к оценке. Ведь возможно и неправильное понимание, рассуждение, зачем же сразу ставить плохую оценку? Ведь наша задача — направить ребячьи рассуждения на правильный путь.
Для старшеклассников, мне кажется, пока лучший из методов преподавания — подача учебного материала крупным блоком, зачетная система выставления оценок или выставление отметок в баллах в конце прохождения темы. Именно этот метод повышает качество самостоятельной работы учащегося, сосредоточивает внимание на ведущих идеях и понятиях, а также снижает учебную нагрузку.
Но нельзя сводить роль зачета только к выявлению знаний. Это будет школярский подход в обучении, при котором ученики, хорошо заучившие текст, не могут применять знания на практике.
Формирование исторического сознания становится главной целью обучения истории. Пренебрежение этой целью вылилось во множество отрицательных явлений. Гражданское равнодушие, злоупотребление властью, разрушение памятников, сопротивление перестройке в значительной степени вызваны неразвитостью исторического сознания.