Высокую нравственность - в основу воспитания

чтв, 09/01/1988


В настоящее время вышла серия программных документов, определяющих ближайшее будущее нашего народного образования. Они проникнуты духом XIX Всесоюзной партийной конференции, в них нашли отражение проблемы перестройки народного образования, намечаются конкретные пути их решения. Об этом шел откровенный, честный разговор на совещании учителей района, кото­рое состоялось в последний четверг августа. В нем приняли участие не только работники школ, училищ, дет­ских садов, но и руководители и сек­ретари партийных организаций пред­приятий и хозяйств, партийные, совет­ские в комсомольские работники, представители общественности.


Работа совещания началась с мо­мента торжественного и приподнятого приветствия молодых учителей, от имени которых выступила учитель хи­мии и биологии Глубоковской средней школы Л. В. Семенова. Молодым пе­дагогам были вручены трудовые книжки и памятные сувениры. Впе­чатлениями о XIX Всесоюзной пар­тийной конференции поделился с соб­равшимися ее делегат первый секре­тарь райкома КПСС П. Н. Голубков.


С докладом «О задачах педагогиче­ских коллективов школ по выполне­нию установок февральского (1988 го­да) Пленума ЦК КПСС и дальнейше­му углублению перестройки народно­го образования в свете решений XIX Всесоюзной партийной конференции» выступила заведующая роно В. В. Ермолаева.


В прениях по докладу приняли уча­стие заведующая детским садом «Ко­локольчик» Г. А, Ефимова, директор торфопредприятия В. Н. Коробов, ди­ректор СПТУ № 6 А. А. Ермолаев, директор восьмилетней школы № 1 Е. И. Осипов, учитель истории и об­ществоведения средней школы № 2 Л. А. Никольская, директор средней школы № 3 Ю. А. Дроздецкий, учи­тель трудового обучения и физики


Духновской восьмилетней школы Г. В. Ефимов, врач-педиатр централь­ной районной больницы Л. А. Аниси­мова.


На совещании был избран совет по народному образованию Опочецко­го района. Состоялось вручение По­четной грамоты министерства про­свещения РСФСР библиотекарю сред­ней школы № 2 Л. В. Лац за актив­ное участие в литературно-краеведче­ском конкурсе, посвященном 70-ле­тию комсомола. Знаком «Отличник народного образования СССР» на­граждена учитель средней школы № 4 В. П. Гулина.


Из доклада В. В. Ермолаевой


Что необходимо сделать по перестройке системы народного образования в свете решений фев­ральского Пленума ЦК КПСС и реше­ний XIX Всесоюзной партийной кон­ференции?



Следует отметить, что партийные организации, исполкомы местных Со­ветов народных депутатов, трудовые коллективы района стали предметнее заниматься вопросами народного об­разования. За четыре года действия реформы построены Норкинская восьмилетняя школа на 192 места, дет­ских садов и пристроек к ним на 91 место, теплый переход в педагогиче­ском училище, начальные школы на территории колхоза «Заветы Ленина» и торфобрикетного предприятия, складские помещения в ОПТУ № 20, детских садах колхозов «Авангард» и «Большевик». Решены некоторые практические вопросы повышения квалификации педагогических кад­ров.


Но откровенно надо признать, что темпы и глубина реализации основных направлений школьной реформы нас не удовлетворяют в главном — в со­держании образования, в методах обу­чения и воспитания. Не всеми педаго­гическими коллективами велась целе­направленная работа по выполнению Закона о среднем образовании, пять человек покинули школы в результате отсева. Недостаточно полно прояви­лась организаторская деятельность отдела народного образования и мно­гих руководителей школ по ориента­ции учащихся на профессии, нужные району. Особенно слаба она была в средних школах № 3 и № 4.


В ряде педагогических коллекти­вов существует равнодушное отноше­ние к судьбе учащихся, которые полу­чают среднее образование вне школы, через ПТУ.


Отделу народного образования  в минувшем учебном году не уда­лось полностью исправить ряд нега­тивных тенденций, складывающихся в начальном звене обучения. Так, по­превшему низок уровень техники чтения учащиеся вторых — третьих классов.


Анализ экзаменационных сочине­ний по литературе показал, что зна­чительная часть учителей мало внима­ния уделяет самостоятельной работе учащихся на уроке. Около половины выпускников Теребенской школы и трети учащихся средних школ не су­мели дать обоснованную оценку геро­ям изученных произведений. Незна­ние текстов ключевых произведений программы выявлено в средней шко­ле № 2.


Каждый пятый ученик городских школ плохо знает советскую литера­туру. Во всех проверенных школах от­мечена недостаточная требователь­ность администраций к методическо­му уровню уроков естественно-мате­матического цикла.


Проверка показала, что учителя математики района не ищут новые формы обучения, мало внимания уде­ляют практической направленности урока.


Анализ работы факультативов, предметных кружков, олимпиад показывает, что эти формы работы с учениками используются плохо. Все­го в районе в прошедшем учебном го­ду действовали 25 факультативных групп, в которых занимались 314 уча­щихся, 13 процентов учащихся зани­мались в предметных кружках.


В областных олимпиадах наши уча­щиеся занимали: по математике — одиннадцатое и двенадцатое места, по физике — двадцать второе место, по химии — восьмое.


В 1988 году закончили школу 111 десятиклассников, награждены пох­вальными грамотами 32 ученика, но нет ни одной медали. Из числа 303 восьмиклассников ни один не полу­чил свидетельства с отличием. 10 ос­тавлены на повторный год, 5 получи­ли задание на лето.


В нашем районе впервые прошли переводные экзамены во всех клас­сах, начиная с третьего. Хорошие знания показали учащиеся третьих классов средней школы № 2, средней школы № 3, Приозерной начальной школы. Среди шестиклассников хоро­шо справились с заданиями по рус­скому языку ученики восьмилетней школы № 1, по географии — средней школы № 3, по литературе — учащи­еся девятого класса средней школы № 4, по биологии — девятиклассни­ки средней школы № 3, по физике — ученики седьмого класса восьмилет­ней школы № 1. Есть и другие при­меры.


Так, из двадцати пяти учащихся четвертого класса школы-интерната к экзаменам по русскому языку были допущены двадцать. Из них ни один не показал хорошие знания, семь че­ловек получили неудовлетворитель­ные оценки. Из семи учащихся ше­стого класса Теребенской средней школы по русскому языку два учени­ка . получили удовлетворительные оценки, четыре человека показали не­удовлетворительные знания.


По району 91 ученик оставлен на повторный год, 119 человек получи­ли задание на осень, то есть почти каждый четырнадцатый ученик — в числе неуспевающих.


Таким образом, изучив работу учителей-предметников, прове­рив знания учащихся в ходе темати­ческого и фронтального инспектирова­ний, посещения экзаменов, можно сделать следующие выводы. Не все уроки соответствуют требованиям программ, учителя недостаточно ис­пользуют активные формы и методы обучения. Причиной этого являются:


Во-первых, низкая эффективность внутришкольного контроля со сторо­ны администрации. Посещения уро­ков в ряде случаев продолжают но­сить эпизодический характер, работа учителя по целой теме в отдельно взятом классе не прослеживается. При анализе состояния преподавания основное внимание уделяется сумме конкретных теоретических знаний и совершенно недостаточно — уровню приобретения практических умении и навыков.


Во-вторых, неумение учителей про­водить самоанализ урока, формаль­ное отношение к самообразованию, нежелание и неумение использовать опыт творчески работающих коллег.


В-третьих, слабая практическая на­правленность уроков, отсутствие должного контроля за знаниями уча­щихся, выполнением ими домашних заданий.


Из выступлений в прениях


А. А. ЕРМОЛАЕВ, директор СПТУ № 6.


Надо  отметить, что коллективом училища проводится определен­ная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. За последние годы укрепилась его мате­риально-техническая база, изменился в лучшую сторону быт и досуг уча­щихся, ежегодно снижается процент учащихся, совершающих правонару­шения.


Преподаватели, мастера производ­ственного обучения, такие, как Л. П. Кример, А. Т. Тарикова, А. С. Дзюба, В. Н. Бороздина, Н. Е. Мурашов ищут новые формы и методы на уро­ках теоретического и практического обучения.


 Одной из проблем на сегодняш­ний день остается выполнение плана комплектования. Училище является по профилю строительным, и мы дол­жны готовить кадры для строитель­ных организаций объединения «Агропромстрой». План комплектования и профиль подготовляемых профес­сий должны согласовывать и утверж­дать с базовым предприятием. Но по­ка училище существует само по себе, базовое предприятие — само по себе, а говорить о совместной работе по комплектованию совсем не прихо­дится.


Надо отметить, что за последние годы по направлению, например, КГСО в училище не поступил ни один учащийся. Парадокс еще в том, что наши предприятия не могут отве­тить на вопрос о потребности кадров хотя бы на ближайшие два — три года.


Нынче, в связи с переходом пред­приятий на новые формы хозяйство­вания, появились трудности с устрой­ством учащихся на производственную практику и с трудоустройством после окончания училища. Работа по подго­товке рабочих по прямым договорам с предприятиями развалилась совсем.


Существует у нас проблема сохра­нения контингента. Надо сказать, что ежегодно мы отчисляем по разным причинам порядка тридцати одного учащегося.


Г. Д. ЕФИМОВА, заведующая детским садом «Колокольчик».


Осуществление задач, опре­деленных февральским (1988 года) Пленумом ЦК КПСС по даль­нейшему углублению и расширению реформы школы зависит во многом от того, насколько тесна взаимо­связь школ и дошкольных детских учреждений.


Мы на практике знаем, что нала­дить такой контакт трудно. Из одно­го детского сада дети уходят в раз­ные школы, к разным учителям. От­сюда редкая посещаемость воспитате­лями уроков учителей, которые зани­маются с их питомцами, и наоборот, Мы стремимся восполнить подобные пробелы в своей деятельности.


Не можем сегодня не говорить и о значении трудового воспитания детей дошкольного возраста. Каждый из нас понимает, что нет и не может быть полноценного воспитания вне труда.


Трудовая деятельность в дошколь­ных учреждениях направлена прежде всего на повышение общего развития детей, расширение их интересов, про­явление простейших форм сотрудни­чества, формирование таких нравст­венных качеств, как трудолюбие, чув­ство долга, уважение к труду.


Но слишком часто упускается из виду, что система дошкольного вос­питания является чрезвычайно важ­ной ступенью народного образования, на которой закладывается первоосно­ва личностных качеств человека.


Нельзя мириться с тем, что до сих пор не решен вопрос улучшения ма­териальной. базы детских садов. У нас нет возможности обеспечить процесс воспитания и образования детей дол­жным образом. Мы не можем купить необходимую мебель, игрушки, посо­бия. Только по телевизору, да на вы­ставке ВДНХ можно увидеть воочию, что и как должно быть.


Л. А. НИКОЛЬСКАЯ, учитель истории средней школы № 2.


Огромная ответственность воз­лагается в настоящее время на учителей истории, и обществоведения. Мы в большей степени должны ре­шить задачу становления нашей мо­лодежи высокоидейной, морально зрелой.


Надо, наверное, создать условия в процессе преподавания истории, ко­торые бы стимулировали творческий поиск как в школе, так и после ее окончания. Мы превратили своих уче­ников в роботов, которые заучивают все подряд. Мне кажется, что не на­до им зазубривать то, что можно най­ти в справочной литературе, учеб­нике.


Нашим ребятам не хватает умения говорить, своими словами, доказывать свое мнение, спорить, опровергать мнение другого. Больше нам надо обращаться к конкретным ситуациям, к жизни района, города, родителей, соседей.


Порой сдерживают ребят оценки, Пора нам изменить отношение к оцен­ке. Ведь возможно и неправильное по­нимание, рассуждение, зачем же сра­зу ставить плохую оценку? Ведь наша задача — направить ребячьи рассуж­дения на правильный путь.


Для старшеклассников, мне кажет­ся, пока лучший из методов препода­вания — подача учебного материала крупным блоком, зачетная система выставления оценок или выставление отметок в баллах в конце прохожде­ния темы. Именно этот метод повы­шает качество самостоятельной рабо­ты учащегося, сосредоточивает вни­мание на ведущих идеях и понятиях, а также снижает учебную нагрузку.


Но нельзя сводить роль зачета только к выявлению знаний. Это бу­дет школярский подход в обучении, при котором ученики, хорошо заучив­шие текст, не могут применять зна­ния на практике.


Формирование исторического соз­нания становится главной целью обу­чения истории. Пренебрежение этой целью вылилось во множество отри­цательных явлений. Гражданское рав­нодушие, злоупотребление властью, разрушение памятников, сопротивле­ние перестройке в значительной сте­пени вызваны неразвитостью истори­ческого сознания.