Проводимая правительством жилищно-коммунальная реформа не может не волновать тех, кто живет в домах с удобствами, подключенных к центральной системе водоснабжения, отопления, канализации. Предоставляют эти и другие услуги несколько предприятий и организаций, входящих в систему жилищно-коммунального хозяйства. МУП «Райводоканал» - одно из них. С его директором Валерием Сергеевичем Павловым мы встретились и попросили ответить на интересующие нас вопросы.
- Валерий Сергеевич, какие функции выполняет возглавляемое вами предприятие и с какими проблемами вы сталкиваетесь?
Если говорить коротко, то их можно сформулировать так: подъем, подача воды, отвод, очистка и сброс стоков. В нашем ведении находятся все внешние водопроводные и канализационные сети, водонапорные башни, скважины и очистные сооружения.
Пришло время рыночных отношений: хочешь получить товар - плати, не хочешь - ищи другую подрядную организацию или вообще отказывайся от услуг.
Одна из первоочередных задач, стоящих перед нашей организацией, - рассчитаться с образовавшейся задолженностью по налогам. Составлен график реструктуризации долга и постепенного его погашения. Такое финансовое положение в нашей организации сложилось из-за неплатежей наших пользователей, относящихся к бюджетной сфере: учреждений культуры, здравоохранения, образования и других. Правительство сказало: хватит, долги надо платить. В этом году уже погашена часть долга и осуществляются текущие платежи.
- Проводимая реформа жилищно-коммунального хозяйства предусматривает наряду с введением полной платы за предоставляемые услуги и повышение качества услуг. Что делается вами в этом направлении?
- Одним из таких направлений является установка приборов учета. Потребитель должен оплачивать лишь то количество воды, какое он использовал. На большинстве скважин уже установлены водосчетчики. Стоят они недешево, но работа в этом направлении будет нами продолжаться.
- Как сейчас рассчитывается количество потребляемой гражданами воды?
Существуют утвержденные нормы. В расчете на одного человека приходится в месяц 4,4 кубических метра воды. В денежном выражении, с учетом всех затрат, на сегодня взимается плата в сумме 15 рублей. В многоквартирных домах в эти рамки потребления укладываются, чего не скажешь о пользователях водопровода в частном секторе. Ни для кого не секрет, что в летнее время года из водопроводной сети поливаются огороды.
С этой проблемой мы столкнулись на центральной усадьбе «Фронтовика». К нам стали поступать жалобы, что на вторых этажах домов по улице Парковой происходят перебои с водой. В июле этого года на скважину мы поставили водосчетчик: по его показаниям вышло, что каждый пользователь водопроводной сети израсходовал в сутки примерно 1 кубометр воды, что равноценно ста ведрам воды или одной тонне. Такой расход ни в какие нормы не укладывается.
- Какой же выход вы видите из такой ситуации для граждан?
- Установить индивидуальные приборы учета. Это позволит исключить обезличку, то есть платить каждому за то количество воды, которое он использует. Рано или поздно мы к этому придем, как стали привыкать к газовым счетчикам. В тех домах, где установлены они во всех квартирах, расход газа значительно ниже, чем в тех, где они отсутствуют. Такой же эффект даст установка водосчетчиков в квартирах и домах граждан.
Наличие приборов учета воды нам облегчит своевременное обнаружение повреждений в водопроводной сети. Если резко увеличивается расход воды, значит, где-то прорыв, и ремонтная бригада выезжает на его устранение.
- Много жалоб поступает от жителей села. Как обстоят дела с водоснабжением там?
- У нас на обслуживании находятся водопроводные сети в Норкинской, Любимов- ской, Краснооктябрьской волостях. Вопрос с платой за воду там решается сложнее. Многие водой пользуются, но платить за нее не желают. Этого скоро не будет, должников будем попросту отключать от системы водоснабжения.
В Заверняйке долгое время бездействовал водопровод, который находился на балансе совхоза «Красный фронтовик». Жители этого населенного пункта обратились с просьбой возобновить работу водонапорной башни. При финансовой поддержке районной администрации мы отремонтировали оборудование и подали воду в дома: Там назначен ответственный, который будет следить за работой водонапорной башни. На сходе граждан оговорили порядок платы за воду.
Именно к таким цивилизованным отношениям покупателя и продавца мы скоро придем. В наведении порядка на селе в оплате предоставленных нами услуг мы рассчитываем на помощь глав сельских администраций.
Пропагандистский лозунг «Берегите воду!» актуален и нынче и будет подкреплен экономическими рычагами, заставит каждого экономно расходовать воду.
Е.ПУЛЬША.