они оказались последними в школе, для других школьников — переводными. В разгаре лето, прекрасная пора школьных летних каникул. За три месяца ученики не просто должны отдохнуть и окрепнуть физически, для многих старшеклассников каникулы должны стать школой трудового воспитания.
Практически во всех школах созданы свои ремонтные бригады, в которых сами учащиеся проводят ремонт зданий. Администрация средней школы № 3 решила производить оплату за выполненные работы.
На пришкольных участках дети 5 — 8 классов проходят двухнедельную практику.
Традиционной формой является организация лагерей труда и отдыха. С дневным пребыванием школьников организованы ЛТО в колхозе «Большевик» (средняя школа № 2), в колхозе имени Мичурина (неполная средняя школа № 1). В августе будут работать в колхозе «Россия» и совхозе «Опочецкий» учащиеся третьей средней школы. В колхозе «Урожай» оказывают помощь в сельхозработах участники оборонно-спортивного лагеря.
Вышесказанное в основном касается городских школ, многие сельские же ребята оказывают помощь своим колхозам и совхозам. Как положительный пример такого взаимодействия — работа учащихся Макушин ской школы в колхозе «Большевик", а также педагогов и ребят Духновской школы в родном совхозе.
Однако было бы неверным считать, что все проблемы с организацией труда школьников решены. На протяжении ряда лет считался одним из лучших ЛТО средней школы № 4 в колхозе «Красное Заречье». Но в этом году правление колхоза не проявило должной заинтересованности в заключении договора со школой, и связь двух коллективов нарушилась.
Конечно же, лучшим вариантом организации лагерей труда и отдыха должно быть круглосуточное пребывание детей в них, однако из-за слабой материально-технической базы этого сделать не удается. Эта проблема не решается в районе уже на протяжении целого ряда лет. Определенные трудности существуют среди ребят, желающих устроиться на предприятия в индивидуальном порядке. С переходом промышленности на хозяйственный расчет многие хозяйственники неохотно берут молодежь на временную работу, то в этом видится узковедомственный подход. Ведь вместе с навыками производительного труда юноши и девушки проходят и первую школу рабочей взаимовыручки, товарищества, познают, как дорог заработанный первый трудовой рубль.
Вместе с тем данные, которые имеются в отделе по труду и социальным вопросам райисполкома, наводят на грустные размышления. Обратимся к статистике. Если три года назад летом на промышленных предприятиях города работали 117 школьников, то в прошлом году уже только 37. Не лучше картина и в этом году. Теоретически есть возможность принять временно на работу 58 человек, но даже и эти мизерные цифры на практике сведены к единичным случаям.
Думается, что эта проблема приобщения наших детей к труду должна беспокоить не только родителей, педагогические) коллективы, но и партийные, советские, комсомольские органы. Их же влияние на решение проблемы пока недостаточно.