С редакцией газеты “Красный маяк” продолжает сотрудничать бывший житель деревни Федоровское нашего района (ныне проживающий в г. Астрахань) Г. А. Андреев. Недавно он прислал письмо, в котором делится своими воспоминаниями о возделывании и переработке льна в те давние времена, когда о машинной технологии и слыхом не слыхивали. Мы посчитали, что это будет интересно и для наших читателей.
Лен сеяли по пласту многолетних трав, лучше всего - клеверов. Выросший и созревший лен женщины теребили и вязали в снопы. После небольшой естественной просушки на поле снопы свозились на площадку с твердым покрытием (без травы), на которой устанавливали стол. На него привязывали снопы льна, и мужчина сильным и резким движением на себя “драчкой” сбривал льноголовки со стеблей в кучу. “Драчка” представляла собой насадку в виде граблей на короткой ручке, где вместо сучьев были острозаточенные металлические пластинки. Льноголовки увозили в мешках на обмолот в ригу или другое место. Полученные семена шли на изготовление масла, а лучшие оставлялись для посева. А с трестой - сложнее дело. Снопы погружали в заранее вырытые водоемы (мочилы) на неудобьях, сверху их накрывали ветками и придавливали камнями, которых в округе было с избытком. Там лен “кис” (гнил) примерно 2 недели, после чего в мочиле погибало все живое. Поэтому мудрые крестьяне ни в коем случае не мочили лен в речках и ручьях, прудах хозяйственного назначения, мочилы никогда не были на склонах во избежание ската вешних вод в речки.
Тресту, имеющую очень неприятный запах, извлекали из мочил, развязывали снопы и ровными рядами расстилали на ближайшей поляне. После просушки тресту, уже не зеленого, а серого цвета, опять вязали в большие пуки и везли на льномялку.
Льномялка - относительно сложная машина, сделанная из дерева, приводилась в действие впряженной лошадью и устанавливалась в риге или гумне. Льномялка была одна на несколько дворов или даже на деревню. После такой первичной обработки волокно подвергалось более тщательной обработке (трепке). Для этого крестьянин в сарае или подвале дома на широкой, крепко установленной вертикальной доске деревянной лопаткой с ручкой обивал с горстки волокна остатки кострики, все время переворачивая эти прядки. При этом он обязательно сортировал волокно по длине и сортности. В результате получалось волокно «золото», такие продолговатые пуки весом примерно 10-15 кг. Они имели синеватый отлив по цвету. Знатоки затем присваивали волокну номер по качеству, на что у них имелась своя классификация.
Исключительно важное значение также имело изготовление ткани (точи). Чудесная ткань служила людям десятилетиями и переходила из поколения в поколение. Не берусь в точности описывать эту технологию, это очень и очень сложно, но примерно происходило так.
На прялке из кудели получали нитки, на специальном приспособлении изготавливалась основа из ниток (заготовка для ткацкого станка). На ткацком станке (ставе) проходила длинная утомительная работа по изготовлению ткани.
Основу одежды, белья, постельных принадлежностей и даже обуви крестьян составляли изделия из продуктов льна. Лапти, сплетенные из веревок и веревочек из льна, имели превосходство над лаптями из лык (коры дерева), что подтверждает мой собственный опыт. Я два первых года ходил в них в школу за четыре километра от дома. Даже отходы широко использовались в деле - кострикой (“омяльем”) утеплялись завалинки, а паклей прокладывали пазы в бревнах при строительстве.
Для получения льняного масла изготавливали простейшие прессы. Такой пресс представлял из себя расщепленную колоду из дерева твердой породы. В эту колоду закладывали распаренные в печи мешочки с семенами льна и клиньями производили их сжатие. Так получали масло, а жмых скармливали животным.
Г. АНДРЕЕВ. Астрахань.