Живали наши деды

ср, 03/28/2001

С редакцией газеты “Красный маяк” продолжает сотруд­ничать бывший житель деревни Федоровское нашего района (ныне проживающий в г. Астрахань) Г. А. Андреев. Недавно он прислал письмо, в котором делится своими воспоминаниями о возделывании и переработке льна в те давние времена, ког­да о машинной технологии и слыхом не слыхивали. Мы по­считали, что это будет интересно и для наших читателей.

Лен сеяли по пласту многолет­них трав, лучше всего - клеверов. Выросший и созревший лен жен­щины теребили и вязали в снопы. После небольшой естественной просушки на поле снопы свозились на площадку с твердым покрыти­ем (без травы), на которой устанав­ливали стол. На него привязывали снопы льна, и мужчина сильным и резким движением на себя “драч­кой” сбривал льноголовки со стеб­лей в кучу. “Драчка” представляла собой насадку в виде граблей на короткой ручке, где вместо сучьев были острозаточенные металличес­кие пластинки. Льноголовки увози­ли в мешках на обмолот в ригу или другое место. Полученные семена шли на изготовление масла, а луч­шие оставлялись для посева. А с трестой - сложнее дело. Снопы по­гружали в заранее вырытые водо­емы (мочилы) на неудобьях, сверху их накрывали ветками и придавли­вали камнями, которых в округе было с избытком. Там лен “кис” (гнил) примерно 2 недели, после чего в мочиле погибало все живое. Поэтому мудрые крестьяне ни в коем случае не мочили лен в реч­ках и ручьях, прудах хозяйственно­го назначения, мочилы никогда не были на склонах во избежание ска­та вешних вод в речки.

Тресту, имеющую очень непри­ятный запах, извлекали из мочил, развязывали снопы и ровными ря­дами расстилали на ближайшей по­ляне. После просушки тресту, уже не зеленого, а серого цвета, опять вязали в большие пуки и везли на льномялку.

Льномялка - относительно сложная машина, сделанная из де­рева, приводилась в действие впря­женной лошадью и устанавлива­лась в риге или гумне. Льномялка была одна на несколько дворов или даже на деревню. После такой пер­вичной обработки волокно подвер­галось более тщательной обработ­ке (трепке). Для этого крестьянин в сарае или подвале дома на широ­кой, крепко установленной верти­кальной доске деревянной лопат­кой с ручкой обивал с горстки во­локна остатки кострики, все время переворачивая эти прядки.  При этом он обязательно сортировал волокно по длине и сортности. В результате получалось волокно «золото», такие продолговатые пуки весом примерно 10-15 кг. Они име­ли синеватый отлив по цвету. Зна­токи затем присваивали волокну номер по качеству, на что у них име­лась своя классификация.

Исключительно важное значе­ние также имело изготовление тка­ни (точи). Чудесная ткань служила людям десятилетиями и переходила из поколения в поколение. Не берусь в точности описывать эту техноло­гию, это очень и очень сложно, но примерно происходило так.

На прялке из кудели получали нитки, на специальном приспособ­лении изготавливалась основа из ниток (заготовка для ткацкого стан­ка). На ткацком станке (ставе) про­ходила длинная утомительная рабо­та по изготовлению ткани.

Основу одежды, белья, постель­ных принадлежностей и даже обуви крестьян составляли изделия из про­дуктов льна. Лапти, сплетенные из веревок и веревочек из льна, имели превосходство над лаптями из лык (коры дерева), что подтверждает мой собственный опыт. Я два первых года ходил в них в школу за четыре километра от дома. Даже отходы широко использовались в деле - ко­стрикой (“омяльем”) утеплялись за­валинки, а паклей прокладывали пазы в бревнах при строительстве.

Для получения льняного масла изготавливали простейшие прессы. Такой пресс представлял из себя расщепленную колоду из дерева твердой породы. В эту колоду за­кладывали распаренные в печи ме­шочки с семенами льна и клинья­ми производили их сжатие. Так по­лучали масло, а жмых скармлива­ли животным.

Г. АНДРЕЕВ.  Астрахань.