В.Познахирко
Память
(Окончание Начало в №№ 48, 49, 50).
Гибель командира
Не дождавшись прихода группы, майор Чугунов решил с тремя разведчиками идти навстречу. Проходя деревню Мишкино, разведчики увидели свет в одном из домов. Выяснив, что фашистов в деревне нет, решили зайти в дом.
Здесь шли поминки отца Анисима Коваленко, хозяина дома. Многие гости уже были изрядно пьяны. Увидев вошедших, хозяйка пригласила их к столу.
Разведчики ели, отвечая на вопросы. Среди гостей был член Мерзенской волости управы В. Михайлов, но он был пьян, а его брат Михаил мигом протрезвел, увидев живых разведчиков. Уличив момент, он сумел улизнуть из дома и вместе с неким В. Трупиным
на санях добрался до Мерзене.
Вскоре вся мерзенская полиция была поднята на ноги. На двух подводах полицейские направились в деревню Мишкино.
...Заметив долгое отсутствие в доме человека, пристававшего с расспросами, майор приказал уходить, вскоре после их ухода в дом нагряну ли полицейские, В ту ночь выпал снег, и свежие следы саней разведчиков четко указывали их путь следования — деревня Яники.
В Яниках приближение к дому, где остановились разведчики, первым увидел старшина Прохоров. Выстрелами он предупредил товарищей об опасности. К дому быстро приближался полицейский. Это был Данат Вазацкий. Майор вышел ему навстречу и выстрелил, но только ранил предателя. И Вазацкий в упор выстрелил в грудь майора.
Разгорелся бой. В ход были пущены гранаты. Убедившись, что майор Чугунов мертв, разведчики взяли его документы, оружие и стали отходить.
Отход товарищей прикрывал раненый старшина Прохоров. Он до конца исполнял свой долг: спас жизнь товари щей, погибнув в неравной схватке.
«Смерть батовским собакам»
Под таким названием латышскими партизанами была выпущена листовка. После уничтожения разведчиков в деревне Малые баты местные шуцманы стали пользоваться большим доверием у гитлеровцев. Деревня стала сильным гарнизоном. Привести приговор в исполнение командований поручило командиру группы партизан Василию Макаровичу Кононову.
...Ранним утром по дороге в Малые Баты верхом на лошади ехал немецкий полковник, а в пешем строю шли семнадцать человек, одетых в форму солдат гитлеровской армии и распевающих фашистскую песню.
Колонна беспрепятственно вошла в деревню. Полковник на ломаном латышском языке
потребовал собрать всех шуцманов. В этот день был церковный праздник, и все полицейские были пьяны. Наконец, собрались все, кроме начальника полиции М. Крупниека. Его нашли в бане, где он гнал самогон.
Собрав оружие, якобы для проверки, «полковник» уже на чистом латышском языке начал читать приговор. Хмель мигом вылетел из голов предателей. Приговор был приведен в исполнение.
Василий Макарович Кононов выступил с речью на могиле разведчиков. Партизаны поклялись на этом священном месте бить фашистов и их приспешников до самого светлого дня Победы.
Катя
В бою под Малыми Батами прикрывая отход товарищей, старший лейтенант Екатерина Долгополова была ранена, но ей удалось уйти от погони. Две недели ухаживала местная жительница Антонина Столпаня за раненой разведчицей. Как только Екатерина почувствовала себя лучше, она незамедлительно перебралась в партизанский отряд товарища А. Поча.
... Уроженка Ржева, ей было двадцать лет, когда началась война. Комсомолка добровольцем отправилась на фронт. И вот она оказалась спецгруппе майора Чугунова. За храбрость и отвагу она не раз награждалась, ей было присвоено звание старший лейтенант.
Когда родилась Аленка, было принято решение об отправке Екатерины с ребенком в советский тыл. Но не успел прилететь самолет. Группа Чугунова перебазировалась в Латвию. Вместе со всеми были Екатерина и Аленка.
И вот теперь, потеряв на войне мужа и дочь, Катя продолжала воевать. Весной 1944 года немецкое командование бросило против партизан Латвии еще одну карательную экспедицию. С фронта были сняты регулярные войска, собраны со всей округи шуцманы, власовцы. Каратели плотным кольцом окружили партизан. Вскоре им удалось разбить отряд А. Поча на части. В одну из таких групп входило много молодежи, и среди них была Екатерина Долгополова — Чугунова.
Фашистам удалось окружить эту группу. Храбро сражались ребята, но силы были неравными. От близкого разрыва снаряда у Кати осколком разбило автомат, ранило в ноги. Но она и в таком состоянии продолжала уничтожать фашистов из пистолета. Израненную, без сознания, ее схватили каратели, погрузили на телегу, привезли в Нумернское лесничество, где находился штаб карателей экспедиции. Екатерину облили водой, привели в чувство, начали допрос. Не добившись ни слова, каратели расстреляли ее.
В 1946 году оставшиеся в живых товарищи нашли ее могилу и перенесли останки на Балтинавское братское захоронение.
Как ни старались фашисты уничтожить группу майора Чугунова, это им не удалось. На место погибших вставали новые и новые патриоты.
Латышский народ бережно хранит память о разведчиках, не увядают цветы на их могилах.