Арендатор из Норкина на американской ферме

чтв, 09/13/1990

Конечно, американский фермер и советский арендатор -понятия несопоставимые. Поэтому мне не стоило задавать арендатору совхоза «Салют» Василию Ивановичу Васильеву, побывавшему в августе с туристической группой в США, вопрос: что именно из американского сельскохозяйственного опыта он собирается применить в своей арендаторской деятельности? И Василий Иванович мне вполне резонно ответил, что «их» опыт в «наших» условиях неприемлем. Поскольку там, в США, абсолютно все — иное. Начиная от общественной системы и заканчивая климатом. Но о своих американских впечатлениях рассказать не отказался.

Туристическая поездка длилась две недели. За это время группа из СССР побывала в Нью-Йорке и Вашингтоне, в фермерских хозяйствах различного профиля и редакции газеты, в университетском городке и в русской духовной общине... Программы таких поездок бывают составлены очень плотно. И неудивительно, поскольку стоят они немало.

- Василий Иванович, какое впечатление вы вынесли их своих посещений сельскохозяйственных предприятий США?            

-  Мы побывали на фермах в четырех штатах. Самых разных — крупных и мелких,  занимающихся проиводством молока и мяса овощей и фруктов, разной другой продукции. Посетили и так называемую органическую ферму, на полях которой вся продукция выращивается без применения минеральных удобрений и ядохимикатов. Используются только органические удобрения и биологические методы защиты растений. И хотя выход продукции на таких фермах ниже и стоит от дороже, органических ферм в США становится все больше, поскольку их продукция пользуется все возрастающим спросом. В США существует ассоциация органических ферм. Ее задача — поддержка таких ферм, разъяснение обществу полезности их продукции, разработка технологий сельскохозяйственного производства, позволяющих обходиться без применения минеральных удобрений и ядохимикатов.

На овощеводческих фермах, как правило, выращивается одна - две основные культуры — огурцы, помидоры. Специализация узкая. Взять, например, крупную ферму по выращиванию огурцов. Ручной работы много, огурцы собирают вручную. С помошью     полуавтоматической линии их моют, фасуют в коробочки и уже   в таком виде везут с фермы потребителю. Работает на этой ферме около   двухсот   человек Труд очень напряженный. И оплачивается высоко — 100 — 150 долларов в день.   За день   работы можно  купить простенький     видеомагнитофон (стоимостью 130 долларов), за два  дня  работы — подержанную автомашину.

Точно так же и на животноводческих фермах. Работают там в сезон по 12—14 часов в сутки. Но и оплачивается этот нелегкий труд высоко. Мы побывали в небольших хозяйствах, где держат 80 голов скота, и в крупных, насчитывающих 750 голов. Тоже все просто. Скот в поле не пасут, содержат в помещениях. Навоз удаляется транспортером (на небольших фермах). На крупных— помещение чистят бульдозером типа нашей «Беларуси». Коров, естественно, на время уборки перегоняют в другое помещение. Возле ферм устроены подземные бетонированные накопители для навоза. Поэтому вокруг — чисто, и даже, почему-то, совсем нет мух. Ну разве одна-две, не больше.

— Скажите,  а коровы такие же,   как   в   рекламных проспектах?   Чистые  и ухоженные?

—Всякие. Но молока дают по 10 тысяч литров в год. И мяса с такой коровы выйдет тонна добрая.

— Чем же кормят   коров в Америке?

- В основном — кукурузным силосом. Дают и сено-люцерну, клевер, но мало. На наших кормах корова такой породы не выживет...

—А помещения животноводческих ферм в США очень отличаются от наших?

—Принципиальной разницы нет. Но там нет необходимости строить для скота капитальные,   теплые помещения, поскольку климат там— теплый. Как у нас в Крыму, что ли. Морозов больших зимой  не бывает,  поэтому на фермах двери — со всех сторон. И   именно   по причине благоприятных природных и погодных условий там все растет. Как на нашей Украине и Кубани.

—Сколько человек работает на крупной животноводческой ферме?

—На той, где содержится 750 голов, постоянных работников, включая семью хозяина, 15 человек.   И   в сезон нанимают    15   работников. Плата им почасовая, в зависимости от их усердия. Но не ниже двух с половиной долларов в час — за этим строго следит государство.

—Корма   покупают   или сами заготавливают?

 Купить там не проблема, были бы деньги. Но стараются заготавливать сами. Сеют зерновые, кукурузу... Хлебом скот не кормят.

 Но ведь  и у нас  хлеб скармливают   скоту   оттого, что нет других кормов.   Вот если бы свободно можно было купить комбикорм...

— А я считаю,   что   если дать     нашим   согражданам свободно, на выбор, хлеб   и комбикорм, все равно будут скотину   хлебом   кормить... Хлеб — что, порезал в корыто и все. А комбикорм   еще приготовить надо,   запарить или как-то иначе.   Слишком дешевый у нас хлеб! А ведь дается он немалым, тяжким трудом. Что означают высокие цены на сельскохозяйственную продукцию?   Только то, что   общество верно оценивает   тот   огромный труд, который вкладывается в ее производство.   В   США небольшая белая булочка, запаянная в целлофан, уже нарезанная, стоит полтора доллара. Уж, наверно, ты ее всю съешь, ни кусочка не выбросишь.   У нас же закупочные цены   на сельскохозяйственную продукцию ни в малой мере не отражают   ее реальной себестоимости. А техника дорожает с каждым днем... И купить ее у нас, арендаторов, возможностей все меньше. Например, нашему арендному коллективу нужна пневматическая сеялка. Стоит он около девяти тысяч. Нам ее

не купить. Нужна нам и техника для безотвальной обработки почвы. И с ее приобретением проблемы.

—Вас не устраивает  существующая система аренды. Можно ли ее улучшить?

—Система аренды никогда идеальной   не будет.   Мы связаны совхозом по рукам и ногам.   Наш арендный   коллектив откармливает   около трехсот голов   свиней,   сеет 110 гектаров   зерновых.   И свинарник, и свиньи — все не наше. Полученные привесы мы продадим совхозу   по два рубля пятьдесят копеек   за килограмм.   А совхоз тех же свиней продаст по пять рублей за килограмм. Скажу честно, нас это не устраивает. Если бы у нас была свобода выбора торгового   партнера, мы бы нашли покупателя. Например, крупный завод.   Мы им — свинину, они   нам технику. Просто и выгодно,

—Давайте   вернемся   в Америку. Что   еще   вам запомнилось из этой поездки?

—Везде очень чисто — и в городах, и в сельской местности. Травинки лишней нигде не растет.   За   газонами тщательно ухаживают, стригут. Только Нью-Йорк очень шумный и очень грязный. А Вашингтон   —   картинка. В Вашингтоне мы побывали на Арлингтонском     кладбище. Меня очень поразил то факт, что на могиле   Роберта Кеннеди стоит   только   простой деревянный    крест и все.

Большое впечатление произвел Ниагарский водопад. Нас подвозили на пароходе очень близко к месту падения воды. От водяных брызг над рекою стоит туман.

Были и у русских эмигрантов первой волны.

В Корнелле посетили университетский городок. Вот, взгляните, план этого городка. Даже на схеме он выглядит куда внушительнее, чем, например, наш районный центр.

В Левистоне посетили концерт «Виртуозов Москвы». В США очень любят серьезную музыку и билет на выступление московских артистов (я сохранил его на память) стоит немало — 17 с половиной долларов.

Еще одна сторона жизни в США, которая бросается в глаза, — обилие в городах предприятий общественного питания — столовых, ресторанов, закусочных, кафе... На любой карман, на любой вкус. Кухня всех стран мира. И, конечно, магазины, в которых есть все. Словом, съездил, посмотрел, как люди живут...

Беседовала М. ЯКОВЛЕВА.