«Если бы все руководители были такими...»

чтв, 11/22/1990

Я хотел бы более подробно рассказать читателям нашей районной газеты о бывшем директоре первой Опочецкой МТС Сергее Александровиче Бидерштете. С присущей ему скромностью порядочного человека он слишком скупо и мало рассказал о себе в своих воспоминаниях. И мне хотелось бы более подробно остановиться хотя бы на нескольких эпизодах, раскрывающих его и как человека, и как руководителя.


 


С января  1954 г. я работал в первой Опочецкой МТC старшим механиком по механизации животноводческих ферм. Первый год (или два) моей работы  директором этой МТС был Ф. А.  Камышенко.


Однажды в апреле он заставил меня поставить бригаду слесарей из 4 — 5 человек копать колодец в деревне Мололово. Выходил донник, низинка предназначенного для работы участка была залита слоем воды глубиной полметра. И никак я не мог доказать Камышенко бессмысленность этой работы.


Выручили слесари. Обули резиновые сапоги с длинными голенищами, наковыряли под водой дерна и сложили его в кучу, чтобы было видно из воды. Когда Камышенко приехал, слесари ему оказали, что все обвалилось и копать дальше нельзя. Водоотливных насосов у нас не было, и Камышенко оставил нас в покое.


Было и много других смешных историй с этим директором.    Мне   случалось видеть, как его среди бела дня выволакивали   под руки   из кабинета пьяного и грузили в   подогнанную   к крыльцу конторы машину, чтобы везти домой. А жил   он в пятидесяти метрах от конторы. В 1956 году Камышенко уволил из МТС   около двух сот трактористов и механизаторов. Пришла весна, а землю пахать — некому. Вот тогда Камышенко и освободили от работы, и назначили  директоре м МТС Сергея Александровича Бидерштета, до того работавшего главным агрономом.


Сергею Александровичу пришлось ездить по деревням и уговаривать уволенных Камышенко трактористов прийти в МТС, сесть на тракторы и ехать пахать землю.


С. А. Бидерштет пользовался авторитетом у рабочих, еще будучи агрономом. И авторитет директора МТС он поднял на должную высоту. Само собой разумеется, ни о каких пьянках, как при Камышенко, не могло быть и речи. Сергей Александрович располагал   к себе буквально     всех   подчинена своей человечностью Он никогда никого не обижал, ни­кому не отказывал, если вы­полнить просьбу человека было в его возможностях. Он очень внимательно рассмат­ривал все предложения, ко­торые поступали от подчи­ненных.


Поэтому совсем по-другому пошли в нашей МТС дела и с механизацией животноводческих ферм. В те годы и по тому времени немало было нами сделало для поднятия колхозов. В Великолукской области, в которую тогда входил наш район, было пятьдесят девять  МТС. 1-я Опочецкая МТС неоднократно занимала первые места в соревновании.


Сергей Александрович вникал во все вопросы проводимых работ. Он советовался со мною, выслушивал мои предложения. Конечно, иной раз у нас бывали споры, и я уходил от него, не решив вопроса. Но где-то через час я вновь шел к Сергею Александровичу. Как только я открывал дверь его кабинета и наши взгляды встречались, он уже улыбался. Он не умел сердиться. Начинали вновь обсуждать нерешенный вопрос. Сергей Александрович начинал разговор с таких слов: «Не обижайся, вас ведь много, а я один. Совсем вы меня замотали. Вот я и вспылил...». Я же брал вину на себя...


Большое внимание мы уделяли водоснабжению, автопоению, запариванию кормов и подаче их к скармливанию. Для подачи   таких   кормов как силос,   корнеплоды, мы делали подносные железные дороги. Это очень облегчало труд доярок.    Сейчас таких дорог не стало. Корнеплоды промывались   в   клубнемойках и измельчались в корнерезках.    Прошло    тридцать  лет. А лучше ли стало на фермах?


В те годы не хватало животноводческих помещений. И наша 1-я Опочецкая МТС — единственная во всей области — строила в колхозах такие помещения. У нас было двадцать пять плотников в пяти бригадах. Было шесть слесарей по установке и ремонту оборудования на фермах и водоснабжения. Мы построили десять животноводческих помещений и один зерносклад. Почти все это цело и сейчас.


Помню, дали нам новую пилораму. А старая была снята, потому что у нее пролет всего 45 сантиметров. Эта старая пилорама могла еще хорошо работать. Я пришел к Сергею Александровичу и попросил отдать ее в мое распоряжение. Я хотел сделать ее передвижной, возить по колхозам, пилить лесоматериал прямо на строительных площадках. Сергей Александрович охотно принял мое предложение и выделил мне трактор.


Из брусьев мы сделали каркас, надежно скрепили его болтами и скобами. Сделали нехитрый заточный станок — затачивать пилы   на  месте работ. Когда передвижная пилорама была готова, решили отправить ее в отдаленный колхоз «Заветы Ленина», в деревню Щемели. В те годы дороги были очень плохие. В Щемели добирались тяжело. А там перестраивался скотный двор. При бездорожье пилорама, доставленная непосредственно на место работ, оказывала огромную помощь. Не надо было лишний раз везти лесоматериал на лесопилку в Опочку и обратно. Стояла наша пилорама и в деревне Крайнево, и в других деревнях.


За два года мы распилили две тысячи кубометров лесоматериала.


Само собой разумеется, что развернуть в МТС такую работу мог только талантливый руководитель, каким и был Сергей Александрович Бидерштет. Надо отметить и то, что за строительство в колхозах, за работу со строительными бригадами ни я, ни директор МТС, ни работники бухгалтерии не получали никакой надбавки к своим окладам.


Сергей       Александрович очень много внимания уделял и заботам о рабочих. В МТС держали лошадь, на которой обрабатывались огороды механизаторов.   А для обеспечения   нормальной    работы бригад, входивших в службу механика по МТРЖ, у меня  были  передвижная   автомастерская,   велосипед    и  лошадь. В снежные заносы я ездил в санях на лошади...


В статье, которая побудила меня написать в «Красный маяк», говорится, что Сергей Александрович имел взыскания, вынесенные ему необоснованно чиновниками-бюрократами, и это отразилось на его здоровье. Очень сожалею об этом и сочувствую Сергею Александровичу и желаю ему крепкого здоровья и долгих лет жизни. Если бы все руководители были такими, как он, у нас не было бы наших нынешних проблем.


С. АНДРЕЕВ, бывший старший механик по  МТРЖ 1-й Опочецкой МТС д.  Барсаново.