Проблемы реформы школы сейчас волнуют всех — педагогов, родителей, общественность. Ведутся яростные споры о том, каким должно стать среднее образование, чтобы полностью соответствовать требованиям времени.
В «Учительской газете» в августе нынешнего года были опубликованы две концепции общего среднего образования — рабочей группы Академии педагогических наук СССР и временного научно-исследовательского коллектива.
Для того, чтобы эффективнее проработать эти концепции, педагоги школы № 3 решили провести деловую игру. В процессе подготовки к ней весь педагогический коллектив был разделен на три группы, приблизительно равные по количеству. Первая группа представляла коллектив рабочей группы АПН и, соответственно, защищала свою концепцию, вторая отстаивала концепцию ВНИК, третья же группа олицетворяла родителей и общественность.
Чтобы получить в этой деловой игре конкретные, реальные результаты, всему педагогическому коллективу школы пришлось основательно ознакомиться с положениями обеих концепций общего среднего образования. Концепция ВНИК — более революционна, она предусматривает больше радикальных изменений. Рабочая группа АПН в своих разработках по многим вопросам идет проторенными путями. Но и у той, и у другой концепций есть как свои достоинства, так и недостатки. И, вырабатывая общие положения - по материалам обеих концепций, педагогический коллектив школы постарался соединить достоинства той и другой.
Мы считаем, что для осуществления реформы общего среднего образования необходимо, прежде всего, дать учителю и ученику хорошие программы и учебники. Надо сделать обучение в начальных классах двухпрограммным. Для менее подготовленных к школе, слабых здоровьем детей — четыре класса в начальной школе, для уже умеющих читать, писать, считать — трехлетнее обучение в начальной школе.
С большим интересом отнеслись наши учителя и к идее дифференцированного обучения на средней и старшей ступенях с учетом индивидуальных, интересов учащихся. Для этого необходимо очертить круг обязательных дисциплин, и предметов, которые выбирают для себя сами учащиеся. Таким образом, ученик сам определяет свою склонность к гуманитарным или точным наукам, естественнонаучным дисциплинам. В старших классах количество обязательных предметов сокращается до необходимого минимума и еще больше внимания уделяется обучению соответственно направлению личности ребенка.
Естественно, много размышляли мы и о вопросах трудового обучения. Всех волнует вопрос: как соединить учебу и труд? Трудовое обучение должно воспитывать и давать трудовые навыки, должно быть не формаль ным. Мы предлагаем: нужно обязательно в школе научить детей обработке различных материалов — от ткани до металла. Надо прививать любовь к земле, учить ее обрабатывать. С этой целью необходимо проводить уроки в огороде, в саду, в поле. Что же касается приобретения профессии, то это должно происходить в техникумах или же в системе ПТУ, поскольку в существующих ныне условиях никто из руководителей предприятий и организаций не заинтересован в обучении школьников рабочим профессиям и не хочет брать их к себе. И сейчас каждая школа устраивает своих учащихся, куда сможет — в ЦРБ, в СПТУ-6, в универсальный торг и так далее. У каждой школы свои ограниченные возможности и соответственно небольшой выбор профессий. Ребят часто не устраивают предоставляемые школой специальности.
Единственный выход в условиях маленького города, на наш взгляд, — это создание межшкольного учебно-производственного комбината со множеством профессий. И, конечно, для соответствующей запросам завтрашнего дня профессиональной подготовки школьников необходимо значительное укрепление материально-технической базы школы. Иначе, по нашему мнению, школа вообще не должна заниматься профессиональной подготовкой учащихся.
Концепция временного научно-исследовательского коллектива недооценивает, как мы считаем, воспитательное значение пионерской и комсомольской организаций в школе. В обеих концепциях также не разработан вопрос о соотношении прав и обязанностей совета школы и педагогического совета. Наш педагогический коллектив не согласен, чтобы вопросы выбора программы и учебных планов, определения учебной нагрузки на различных ступенях были отданы на откуп общественности. Эти вопросы должны решаться профессионалами, а не на дилетантском уровне.
Сейчас в нашей школе делаются попытки внедрения педагогики сотрудничества. Но, к сожалению, до сих пор нет научно-обоснованной теории этой педагогики. И поэтому энтузиастам педагогики сотрудничества приходится идти методом проб и ошибок.
Большие проблемы существуют в школе и с усилением внимания к этическому и эстетическому воспитанию школьников. До сих пор в нашей школе не ведется новый предмет «Мировая художественная культура», поскольку нет такого педагога. Нет профессионального учителя рисования, музыки.
Наш педагогический коллектив голосует за идею перевода учащихся в следующий класс двойками с правом пересдачи в дальнейшем. Мы считаем, что второгодничество порождает правонарушения. Тем же ребятам, кто не хочет учиться, надо дать право работать с шестнадцати лет.
Готовясь к предстоящему Всесоюзному съезду учителей, каждая областная делегация вырабатывает свою программу, содержащую порой очень конкретные, интересные, деловые предложения по совершенствованию средней школы.
Очень жаль, что публикуются эти программы лишь в «Учительской газете» и остаются в стороне от широкого обсуждения их общественностью. Дискуссия о путях школьной реформы, о будущем нашего общего среднего образования должна затрагивать не только профессионалов, но и всех, кто имеет к школе хоть малейшее отношение, и тем более родителей настоящих или будущих школьников.
С. ГРАДОВА, завуч средней школы № 3