Как развиваться нашей школе, какими быть людям XXI века — эти вопросы стали предметом острой, горячей, конструктивной дискуссии на пленарных заседаниях и секциях Всесоюзного съезда работников народного образования, делегатом которого я была. Участники съезда высказались за создание единой системы непрерывного образования, демократизацию и гуманизацию всей жизни учебных заведений.
Что же изменится в школе завтрашнего дня? Принципиальные изменения планируются на второй и третьей ступенях школы. Вторая ступень школы основная, обязательная. В ней 75-80 процентов учебного времени отводится на освоение обязательных предметов, а остальное — на изучение дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их .интересами. Закончив основную школу, выпускник может начать трудовую деятельность и обучаться в вечерней или заочной школе, в профтехучилищах, техникумах. Каждый ребенок с согласия родителей имеет право: поступать в любую школу, выбирать профили, обучаться по индивидуальной программе.
На третьей ступени выделяют обязательные предметы: языки, обществоведение, литература, новейшая история, естествознание. Изучение остальных предметов учащиеся выбирают сами. Спорным оказался вопрос: ввести математику в число обязательных предметов или нет? Ведь это огромный пласт культуры, своеобразный универсальный язык.
Очень остро в настоящее время встала проблема учебников. Мы и наши ученики ощущаем это постоянно, ежедневно. Учебники перегружены, усложнены — отсюда и перегрузка учеников, психическая и физическая. Предложено иметь несколько учебников, несколько программ, чтобы обучение было вариативным.
Я считаю, что хоть и поздно, но все-таки во всеуслышание впервые заговорили о сельской школе. Говорили об этом многие делегаты, откровенно, прямо, иногда даже резко. Ведь три четверти всех школ — сельские. 40 процентов учеников занимаются в сельской школе. Здания же школ обветшалые, неприспособленные, учебные площади в два раза ниже установленных норм. До каких пор ученики сельских школ будут обделенными? Наверно, до тех пор, пока местные, советские и партийные органы, руководители хозяйств не повернутся лицом к школе, не осознают ее социально-экономическую и общекультурную значимость.
Один из главных вопросов, поднятых на съезде, — роль учителя в перестройке школы. Сейчас особенно нужны учителя, которые хорошо знают свой предмет, владеют разными методическими средствами, имеют хорошую психолого-педагогическую подготовку. Но и этого мало для современного учителя: нужна эрудиция, культура, стремление творить.
Страна испытывает дефицит учителей. Даже в Москве в некоторых школах не ведут русский язык и литературу, математику. Почему сложилось такое положение? На этот вопрос ответили и председатель Государственного Комитета СССР по народному образованию, и выступающие на съезде делегаты. Самая главная причина - это непрестижность нашей профессии, низкий социальный статус: жилья не допросишься, путевка в санаторий — один раз в жизни, необходимых книг не купишь, зарплата тоже ниже средней по стране.
Какое впечатление осталось у меня от работы съезда? Чувствовалась высокая заинтересованность всех изменить школу, приблизить к ученику. На съезде говорили о тех проблемах мыслях, которыми мы все переболели, выстрадали их. Поэтому на душе стало радостнее, что большинство проблем отражено в документах съезда.
На съезде записались выступить 256 делегатов, всем не удалось, но с трибуны съезда 55 делегатоввыступили, а 403 делегата — на заседаниях секций. Съезд проходил в необычно демократической обстановке. Можно заметить, что люди не хотели слушать тех выступающих, которые не вносили конкретных предложений.
Съезд — это только начало работы. Принятые на съезде документы потребуют осмысления и конкретизации применительно к местным условиям. Самое главное для нас, учителей, сейчас — это наша активность, наше неравнодушие, наше желание действовать.
У. ДРОЗДЕЦКАЯ, делегат Всесоюзного съезда работников народного образования, преподаватель педучилища.
Фото Ю. Орлова.