Это только начало

вс, 01/01/1989

Как развиваться нашей школе, какими быть людям XXI века — эти воп­росы стали предметом острой, горячей, конструк­тивной дискуссии на пленар­ных заседаниях и секциях Всесоюзного съезда работни­ков народного образования, делегатом которого я была. Участники съезда высказа­лись за создание единой системы непрерывного обра­зования, демократизацию и гуманизацию всей жизни учебных заведений.


Что же изменится в школе завтрашнего дня? Принципиальные изменения планиру­ются на второй и третьей сту­пенях школы. Вторая сту­пень школы основная, обя­зательная. В ней 75-80 про­центов учебного времени от­водится на освоение обяза­тельных предметов, а осталь­ное — на изучение дополни­тельных предметов по выбо­ру учащихся в соответствии с их .интересами. Закончив основную школу, выпускник может начать трудовую дея­тельность и обучаться в ве­черней или заочной школе, в профтехучилищах, технику­мах. Каждый ребенок с со­гласия родителей имеет пра­во: поступать в любую шко­лу, выбирать профили, обу­чаться по индивидуальной программе.


На третьей ступени выде­ляют обязательные предме­ты: языки, обществоведение, литература, новейшая исто­рия, естествознание. Изуче­ние остальных предметов учащиеся выбирают сами. Спорным оказался вопрос: ввести математику в число обязательных предметов или нет? Ведь это огромный пласт культуры, своеобраз­ный универсальный язык.


Очень остро в настоящее время встала проблема учеб­ников. Мы и наши ученики ощущаем это постоянно, еже­дневно. Учебники перегру­жены, усложнены — отсюда и перегрузка учеников, пси­хическая и физическая. Предложено иметь несколько учебников, несколько про­грамм, чтобы обучение было вариативным.


Я считаю, что хоть и позд­но, но все-таки во всеуслы­шание впервые заговорили о сельской школе. Говорили об этом многие делегаты, откро­венно, прямо, иногда даже резко. Ведь три четверти всех школ — сельские. 40 процентов учеников занима­ются в сельской школе. Зда­ния же школ обветшалые, не­приспособленные, учебные площади в два раза ниже установленных норм. До ка­ких пор ученики сельских школ будут обделенными? Наверно, до тех пор, пока местные, советские и партий­ные органы, руководители хозяйств не повернутся ли­цом к школе, не осознают ее социально-экономическую и общекультурную значимость.


Один из главных вопросов, поднятых на съезде, — роль учителя в перестройке шко­лы. Сейчас особенно нужны учителя, которые хорошо знают свой предмет, владеют разными методическими средствами, имеют хорошую психолого-педагогическую подготовку. Но и этого мало для современного учителя: нужна эрудиция, культура, стремление творить.


Страна испытывает дефи­цит учителей. Даже в Мос­кве в некоторых школах не ведут русский язык и литера­туру, математику. Почему сложилось такое положение? На этот вопрос ответили и председатель Государствен­ного Комитета СССР по на­родному образованию, и вы­ступающие на съезде делега­ты. Самая главная причина - это непрестижность на­шей профессии, низкий социальный статус: жилья не до­просишься, путевка в санато­рий — один раз в жизни, не­обходимых книг не купишь, зарплата тоже ниже средней по стране.


Какое впечатление оста­лось у меня от работы съез­да? Чувствовалась высокая заинтересованность всех из­менить школу, приблизить к ученику. На съезде говорили о тех проблемах мыслях, ко­торыми мы все переболели, выстрадали их. Поэтому на душе стало радостнее, что большинство проблем отра­жено в документах съезда.


На съезде записались вы­ступить 256 делегатов, всем не удалось, но с трибуны съезда 55 делегатоввысту­пили, а 403 делегата — на заседаниях секций. Съезд проходил в необычно демо­кратической обстановке. Мо­жно заметить, что люди не хотели слушать тех выступа­ющих, которые не вносили конкретных предложений.


Съезд — это только нача­ло работы. Принятые на съезде документы потребуют осмысления и конкретизации применительно к местным условиям. Самое главное для нас, учителей, сейчас — это наша активность, наше не­равнодушие, наше желание действовать.


У. ДРОЗДЕЦКАЯ, делегат Всесоюзного съезда работников народного образования, преподаватель педучилища.


 Фото Ю. Орлова.