Долг и совесть

чтв, 05/04/1989

 «Памятники истории и культуры выполняют важную роль в жизни общества. В памяти народной всегда береж­но хранились все события, которые свидетельствуют о его борьбе за национальную независимость и свободу...» — так говорится в решении исполкома Псковского областно­го Совета народных депутатов от 28 мая 1986 года. Как же в нашем районе обстоят дела с памятниками истории?

Не так давно представи­тели райкома партии, совета ветеранов и райвоен­комата провели проверку со­стояния находящихся в Опочке и ее окрестностях захоронений советских вои­нов и партизан, погибших в боях за свободу и независи­мость нашей Родины. Кар­тина выявилась, надо прямо сказать, удручающая. Неко­торые товарищи, ответствен­ные за ремонт и благоуст­ройство братских захороне­ний, оправдывают свое бездействие тем, что не позволяет погода, нет материалов и т. п., но заверяют, что уже к 9 Мая порядок будет наве­ден? И так от одного Дня Победы до другого не ступа­ет нога к братским могилам, не прикасаются к ним руки тех, кому доверено за ними ухаживать.

Вот некоторые данные для справки. Всего в Опочецком районе девятнадцать воин­ских захоронений, из них пять в городе, четырнад­цать в сельской местности. Все они, согласно процити­рованному выше решению Псковского облисполкома, являются памятниками мест­ного значения и подлежат ох­ране государством, т. е. все­ми нами, кому погибшие по­дарили возможность жить.

Согласно должностным обязанностям, охрана, ре­монт и благоустройство па­мятников возлагаются, на ме­стные Советы народных де­путатов, а те своим решением назначают шефов. Это, как правило, предприятия, организации, учреждения, а в сельской местности — кол­хозы и совхозы.

В самом плачевном состоянии в городе находится брат­ская могила на Троицком кладбище (за ее ремонт отвечает завод БВКП и ЗЦМ «Опочецкий», директор И. И. Жиборт, парторг Л. Г. Семе­нова).

В сельской местности тре­вожное положение сложи­лось в Матюшкинском сель­ском Совете. Братская моги­ла на центральной усадьбе колхоза «Красное Заречье» в деревне Матюшкино пол­ностью разрушена упавшим деревом еще в июне прошло­го года. 23 февраля жители деревни возлагали венки к мраморной плите среди раз­валин монумента, которая случайно уцелела. Скорее всего, к 9 Мая ничего не из­менится.

Другое воинское захороне­ние на территории этого же сельсовета около деревни Емельянцево, входящей в со­став колхоза «Россия», мо­жно назвать безымянным, не­смотря на то, что фамилии всех ста пяти человек, что в нем покоятся, известны. На могиле нет списка захоронен­ных в ней. Родственники погибших, приезжающие из­далека, чтобы почтить их память, возмущаются и жа­луются. Писала об этом в 1987 году и «Псковская прав­да» и получила ответ, что «траурные списки находятся в стадии изготовления». И длится эта «стадия» не один год. Бывший председатель исполкома Матюшкинского сельсовета Л. Ж. Григорьева находила множество причин, которые мешали ей увекове­чить память павших. Не принимает мер для исправ­ления положения с братски­ми захоронениями в сельсо­вете и новый председатель исполкома Т. И. Барышева. Председателя колхоза «Рос­сия» А. М. Степанова тоже совершенно не волнует, в каком состоянии пребывает единственное на территории, его колхоза воинское захоро­нение.

На днях 44-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной вой­не. Очень обидно, что имена многих, отдавших за нас свою жизнь, до сих пор неизвест­ны. Но еще хуже, когда они известны, но не названы — это прямое неуважение к по­гибшим.

Все, кто имеет отношение к благоустройству братских могил и кем не все сделано в этом отношении, должны вспомнить о своем долге перед павшими за свободу и независимость нашей Ро­дины.

А. АТАНОВ, секретарь парторганизации райвоенкомата.