А ситуация такова...

сб, 09/23/1989

Одно из самых типичных писем в редак­цию — жалоба на работу службы связи. И ча­ще всего пишут ветераны Великой Отечест­венной войны, инвалиды, пожилые заслужен­ные люди, недоумевая и негодуя по. поводу то­го, что не могут воспользоваться предостав­ленными им государством льготами — до­биться установки телефона на дому вне общей очереди. Не только пишут, приходят лично, чтобы рассказать о наболевшем, найти «упра­ву на бюрократов». Они искренни в своем воз­мущении, и их можно понять: если положено по закону — почему не осуществимо? Вот мы и задались этим вопросом и обратились с ним к начальнику районного узла связи Сергею Васильевичу Белову, в адрес которого упре­ков не занимать.

— Сергей Васильевич, чем руководствуетесь вы, я имею в виду работников уз­ла связи, когда с просьбой, об установке телефона обраща­ются люди, имеющие льготы в соблюдении очередности?

- Существует масса раз­личных инструкций. В пер­вую очередь — правила пользования городской и сельской связью, утвержден­ные Советом Министров СССР и Министерством связи СССР от 22 марта 1985 года. Дословно в них сказано следующее: «Без соблюдения очередности при наличии свободных номеров на телефонной станции и ли­ний в кабеле телефоны уста­навливаются в следующем порядке:

1. Инвалидам I группы.

2. Инвалидам Великой Отечественной войны 2 и 3 групп и другим инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вслед­ствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие за­болевания, связанного с пре­быванием на фронте.

3. Депутатам Верховных Советов автономных респуб­лик, краевых, областных Со­ветов, Героям Советского Союза, Героям Социалисти­ческого Труда, кавалерам ор­денов Славы трех степеней, ветеранам КПСС которым вручен знак «50 лет пребы­вания в КПСС».

4. Участникам Великой Отечественной войны.

5. Работникам предприя­тий и организаций системы Министерства связи СССР, имеющим звание «Заcлуженный связист союзной респуб­лики», «Мастер связи», а также проработавшим на мо­мент установки телефона или перед уходом на пенсию в органах связи непрерывно не менее 10 лет.

6. Отдельным гражданам при наличии особых обстоя­тельств по решению руковод­ства телефонной сети или по указанию вышестоящей орга­низации связи».

- Таким образом, люди вправе, требовать им поло­женное. Почему же так часто они получают если не отказ, то неопределенность в отношении сроков установки телефона?

- В приведенной мной цитате я очень прошу выде­лить следующую фразу «при наличии свободных номеров на телефонной станции и ли­ний в кабеле». Почему-то на эту фразу, как правило, не обращают внимания. А в ней как раз и заключены те об­стоятельства, в которых мы сейчас находимся. На документ сдачи в эксплуатацию узла связи телефонная станция была рассчитана на 2000 номеров. В 1986 году ее расширили еще на 500 номе­ров. На сегодняшний день все ее мощности исчерпаны: нет ни свободных номеров, ни линий в кабеле. Это касается любого микрорайона города.

- А села?

- Здесь картина неодно­значна. Например, в Матюшкине мы сейчас не в со­стоянии выполнить заявки, хотя многие из них от участ­ников Великой Отечествен­ной войны. Там позволяет это сделать станционная ем­кость, а линий в кабеле нет. В Глубоком исчерпаны и кабельная, и станционная возможности. Такое же поло­жение в Балахах, в колхозах «XXI партсъезд», «Урожай» и многих других хозяйствах.

- Но должен же быть вы­ход из положения, хотя бы теоретический?

- Конечно. Но получает­ся так, что именно теорети­ческий. Например, чтобы по­ставить иной телефон в се­льской местности, приходит­ся иногда строить линию длиной в пять — шесть ки­лометров. Причем для инвалидов первой группы теле­фон устанавливается бес­платно, для остальных, кто пользуется льготами внеоче­редной установки, — оплата лишь частичная. То есть за­траты на такую установку большие, а денег на нее у нас нет. Существует положе­ние, по которому предусмот­рено следующее: если про­тяженность воздушной ли­нии связи, которую нужно строить, свыше 500 метров и свыше 200 метров кабель­ной, то эти работы должны быть включены в планы ка­питального строительства и развития телефонной сети хозяйства. Все заявки могут быть удовлетворены лишь после завершения такого строительства. Причем речь идет о планах развития того хозяйства, где требуется рас­ширение сети. Но у нас ведь так не делается. Исключени­ем являются сейчас такие хозяйства, как «Авангард» и «Духновский», где уже есть проекты на расширение телефонной сети. Подобное положение не только в сель­ской местности. В городе, на­пример, не телефонизирова­ны новые дома №. 70 и № 41 по улице Коммунальной, №№ 52, 54, 56 по Басковской, на Отрадной улице, Олимпийской, в поселке Строителей и других потому, что приняты они к эксплуа­тации без выполнения тех­нических условий по телефо­низации. Заказчики об этом не позаботились.

— И все же, Сергей Ва­сильевич, нужно искать практический выход из этой ситуации. Что вы предпола­гаете сделать?

- Для нашего города ну­жна станция не на 2500 но­меров, как сегодня, а мини­мум на 5000 номеров. В на­стоящее время у нас уста­новлено координатное обору­дование, которое уже снято с производства. С этим обору­дованием расширение станции до 5000 номеров техно­логически невозможно, да и технические площади не по­зволяют. Один из выходов — переход на электронное обо­рудование. Если установить электронную станцию на 2500 номеров, то за счет ос­вободившейся площади, по­скольку электронное обору­дование более компактно, можно было бы расширить станцию. Но электронное оборудование выпускают в стране считанные заводы, и нам на него рассчитывать не приходится. Кроме этого, нужно строить новую сеть. За оставшиеся два года пя­тилетки я считаю необходи­мым сделать проект на теле­фонную сеть на 5000 номеров. Чтобы в план следую­щей пятилетки это строитель­ство было бы уже включе­но. Иначе мы из года в год будем латать дыры, а ситуа­ция останется по-прежнему конфликтной и не удовлетво­ряющей ни работников узла связи, ни абонентов.

Беседу вела Л. САЛЬКОВА.