Одно из самых типичных писем в редакцию — жалоба на работу службы связи. И чаще всего пишут ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, пожилые заслуженные люди, недоумевая и негодуя по. поводу того, что не могут воспользоваться предоставленными им государством льготами — добиться установки телефона на дому вне общей очереди. Не только пишут, приходят лично, чтобы рассказать о наболевшем, найти «управу на бюрократов». Они искренни в своем возмущении, и их можно понять: если положено по закону — почему не осуществимо? Вот мы и задались этим вопросом и обратились с ним к начальнику районного узла связи Сергею Васильевичу Белову, в адрес которого упреков не занимать.
— Сергей Васильевич, чем руководствуетесь вы, я имею в виду работников узла связи, когда с просьбой, об установке телефона обращаются люди, имеющие льготы в соблюдении очередности?
- Существует масса различных инструкций. В первую очередь — правила пользования городской и сельской связью, утвержденные Советом Министров СССР и Министерством связи СССР от 22 марта 1985 года. Дословно в них сказано следующее: «Без соблюдения очередности при наличии свободных номеров на телефонной станции и линий в кабеле телефоны устанавливаются в следующем порядке:
1. Инвалидам I группы.
2. Инвалидам Великой Отечественной войны 2 и 3 групп и другим инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте.
3. Депутатам Верховных Советов автономных республик, краевых, областных Советов, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, кавалерам орденов Славы трех степеней, ветеранам КПСС которым вручен знак «50 лет пребывания в КПСС».
4. Участникам Великой Отечественной войны.
5. Работникам предприятий и организаций системы Министерства связи СССР, имеющим звание «Заcлуженный связист союзной республики», «Мастер связи», а также проработавшим на момент установки телефона или перед уходом на пенсию в органах связи непрерывно не менее 10 лет.
6. Отдельным гражданам при наличии особых обстоятельств по решению руководства телефонной сети или по указанию вышестоящей организации связи».
- Таким образом, люди вправе, требовать им положенное. Почему же так часто они получают если не отказ, то неопределенность в отношении сроков установки телефона?
- В приведенной мной цитате я очень прошу выделить следующую фразу «при наличии свободных номеров на телефонной станции и линий в кабеле». Почему-то на эту фразу, как правило, не обращают внимания. А в ней как раз и заключены те обстоятельства, в которых мы сейчас находимся. На документ сдачи в эксплуатацию узла связи телефонная станция была рассчитана на 2000 номеров. В 1986 году ее расширили еще на 500 номеров. На сегодняшний день все ее мощности исчерпаны: нет ни свободных номеров, ни линий в кабеле. Это касается любого микрорайона города.
- А села?
- Здесь картина неоднозначна. Например, в Матюшкине мы сейчас не в состоянии выполнить заявки, хотя многие из них от участников Великой Отечественной войны. Там позволяет это сделать станционная емкость, а линий в кабеле нет. В Глубоком исчерпаны и кабельная, и станционная возможности. Такое же положение в Балахах, в колхозах «XXI партсъезд», «Урожай» и многих других хозяйствах.
- Но должен же быть выход из положения, хотя бы теоретический?
- Конечно. Но получается так, что именно теоретический. Например, чтобы поставить иной телефон в сельской местности, приходится иногда строить линию длиной в пять — шесть километров. Причем для инвалидов первой группы телефон устанавливается бесплатно, для остальных, кто пользуется льготами внеочередной установки, — оплата лишь частичная. То есть затраты на такую установку большие, а денег на нее у нас нет. Существует положение, по которому предусмотрено следующее: если протяженность воздушной линии связи, которую нужно строить, свыше 500 метров и свыше 200 метров кабельной, то эти работы должны быть включены в планы капитального строительства и развития телефонной сети хозяйства. Все заявки могут быть удовлетворены лишь после завершения такого строительства. Причем речь идет о планах развития того хозяйства, где требуется расширение сети. Но у нас ведь так не делается. Исключением являются сейчас такие хозяйства, как «Авангард» и «Духновский», где уже есть проекты на расширение телефонной сети. Подобное положение не только в сельской местности. В городе, например, не телефонизированы новые дома №. 70 и № 41 по улице Коммунальной, №№ 52, 54, 56 по Басковской, на Отрадной улице, Олимпийской, в поселке Строителей и других потому, что приняты они к эксплуатации без выполнения технических условий по телефонизации. Заказчики об этом не позаботились.
— И все же, Сергей Васильевич, нужно искать практический выход из этой ситуации. Что вы предполагаете сделать?
- Для нашего города нужна станция не на 2500 номеров, как сегодня, а минимум на 5000 номеров. В настоящее время у нас установлено координатное оборудование, которое уже снято с производства. С этим оборудованием расширение станции до 5000 номеров технологически невозможно, да и технические площади не позволяют. Один из выходов — переход на электронное оборудование. Если установить электронную станцию на 2500 номеров, то за счет освободившейся площади, поскольку электронное оборудование более компактно, можно было бы расширить станцию. Но электронное оборудование выпускают в стране считанные заводы, и нам на него рассчитывать не приходится. Кроме этого, нужно строить новую сеть. За оставшиеся два года пятилетки я считаю необходимым сделать проект на телефонную сеть на 5000 номеров. Чтобы в план следующей пятилетки это строительство было бы уже включено. Иначе мы из года в год будем латать дыры, а ситуация останется по-прежнему конфликтной и не удовлетворяющей ни работников узла связи, ни абонентов.
Беседу вела Л. САЛЬКОВА.