Чтобы труд был в радость

сб, 10/01/1988

Целью трудового воспитания и обучения учащихся, подчеркивается в Основных направлениях реформы школы, является ознакомление их с основами современного про­мышленного и сельскохозяйственного производства, фор­мирование у них коммунистического отношения к труду; психологической готовности работать там, где больше все­го нужны рабочие руки; побуждение к сознательному вы­бору профессии, к овладению прочными трудовыми уме­ниями и навыками.

 Школа-интернат является для ребенка се­мьей, в которой он живет, работает, в которой форми­руются его привычки и склонности. Все мелочи бы­та здесь должны быть преду­смотрены и строго продума­ны. Воспитание в. труде осу­ществляется с первых дней пребывания ребенка в школе- интернате, и начинается оно с небольших заданий, имею­щих целью сделать нужное дело для коллектива. Дежурство по столовой, в зеленом уголке, работа в теплице, на цветнике и другие аналогич­ные поручения, добросовест­но выполняемые школьника­ми, служат приобретению ус­тойчивой привычки трудить­ся, умению ценить и уважать труд окружающих людей.

Особенно серьезное вни­мание в. школе для слабослы­шащих детей, должно быть уделен о самообслуживанию.

Самообслуживание в нашей школе начинается, с мелочей и вырастает до общественно полезного труда. Педагоги-воспитатели приучают детей следить за порядком в груп­повых и классных комнатах, за чистотой и опрятностью в одежде, знакомят с различ­ными сторонами хозяйствен­ной жизни: с приготовлением пищи, сервировкой стола и другими.

Овладевая простыми, ежедневно повторяемыми формами бытового труда, ребенок узнает цену заботы взрослых о себе и сам приоб­ретает желание и способ­ность заботиться о других. Силами старшеклассников расколото и сложено более 700 кубических метров дров. Большую помощь еже­годно в уборке урожая в сов­хозе «Красный фронтовик» оказывают учащиеся шестых-десятых классов нашей шко­лы. На заработанные деньги в прошлом учебном году были организованы экскурсии в Ульяновск и Ленинград.

Важным элементом в об­щей подготовке учащихся является обучение учебному труду. Воспитанники школы обучаются по двум направ­лениям: столярному и швей­ному делу. Организуя труд в швейной мастерской, учите­ля стремятся придать ему производительный характер. На занятиях по швейному де­лу под руководством учителя девочки шьют фартуки и ко­сынки для столовой и кухни, постельные принадлежности, платья, халаты, сорочки. В мастерской по деревообра­ботке практические работы включают изготовление стен­дов для классов, реек для плакатов, различных нагляд­ных пособий, табуреток, ска­меек. Приобретая первые на­выки работы с тканью, обра­ботки древесины, учащиеся. школы умеют сшить для се­бя и своих близких легкую одежду, постельные принад­лежности, изготовить из дре­весины предметы домашнего обихода: рамы, двери, табуретки, столы, полочки, про­извести мелкий ремонт ме­бели. Навыки, приобретен­ные в школьных мастерских, находят применение на базо­вом предприятии УПП ВОГ, где учащиеся шестых-деся­тых классов занимаются производительным  трудом. Работают дети на современ­ном оборудовании и выпускают продукцию, необходи­мую для нужд страны. Ма­стера и рабочие УПП ВОГ относятся к учащимся добро­желательно, оказывают им необходимую помощь и де­лятся с ними своим опытом.

Школьные мастерские ста­ли центром кружковой рабо­ты. На кружковых занятиях ребята совершенствуют уме­ния и навыки, учатся изго­товлять полезные вещи. Из­готовленные здесь изделия были представлены на рес­публиканских выставках сре­ди школ для глухих и слабослышащих детей. Так, в 1985 году в Пензе ряд наших изделий получил дипло­мы первой, второй и треть­ей степеней. В настоящее время учащиеся готовятся  к очередной республиканской выставке.

В школе и на производст­ве формируются такие важ­нейшие качества будущего гражданина, как трудолюбие и усидчивость, аккуратность и ответственность за пору­ченное дело, самостоятель­ность и самокритичность, бе­режливость и умение доро­жить каждой минутой рабо­чего времени. Воспитанная с детства привычка к правиль­но организованному труду спустя годы сыграет положи­тельную роль в трудовой де­ятельности взрослого чело­века.

Н. ФЕДОТОВА, учительница школы-интерната для слабослышащих детей.