Однажды ребята признались Светлане Васильевне, что прозвища ей так и не придумали, лишь между собой иногда называют ее Светочкой. Расценивать это как похвалу или как кредит доверия, сказать трудно. Работать в современной школе сложно, а в школе-интернате - сложно вдвойне. Дети, оказавшиеся здесь волею судьбы, очень ранимые, часто неуравновешенные, вспыльчивые. Столько им пришлось испытать за свою коротенькую жизнь, что порой они кажутся опытнее любого взрослого.
Светлана Васильевна Иванова уже 18 лет ведет уроки химии и биологии в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа нравится, хотя, если вдуматься, то всякое бывает. Плакала не раз, но в основном дома, чтобы ребята не видели. Ситуации порой просто непредсказуемые. Вечером дашь волю слезам, если днем не смог чего-то предугадать и морально собраться.
Себя Светлана Васильевна считает консерватором. Говорит, что с людьми сходится трудно. Во всем любит порядок, и дома, и на работе. Приятный отдых для нее - чтение. Отвлечься поможет роман о любви в старинном стиле, с благородными рыцарями или детектив, под настроение. К сожалению, на книгу или телевизор остается лишь поздний вечер. Самое интересное в работе, по глубокому убеждению Светланы Васильевны, - подготовка к уроку. Подумает, напишет, мысленно проиграет урок, а потом возьмет да и переделает все, если более интересный вариант пришел на ум. Учитель она строгий, но на ребят не кричит, ведь крик в конечном итоге ничего не дает, от него больше вреда, чем пользы. Достаточно взглядом дать понять, что ученик ведет себя неподобающим образом. И еще всегда есть опасение обидеть зря, сгоряча.
Мы долго беседовали со Светланой Васильевной в светлом уютном классе о работе, о детях, о повседневных проблемах, которых хватает с лихвой. Почему из всех учительских специальностей она выбрала биологию и химию, уже и не помнит. Мечтала стать учителем начальных классов, а на пороге института выбор сделала иной. Главное - не жалеет. Не только как биолог, но и по складу души очень любит сажать, сеять, с цветами возиться. Эту любовь старается на уроках и ребятам привить. Рамками учебника никогда не ограничивается, постоянно ищет интересную и полезную информацию, придумывает развивающие и занимательные задания, тесты, ребусы, сама изготавливает различные карточки. Девяносто процентов своего времени отдает работе, что, естественно, воспринимается домашними с долей ревности и обиды. Каждый год поэтому, первое сентября в семье переживается несколько болезненно. Но сыновья у Светланы Васильевны, не маленькие, все понимают: так надо. А вот ученики не всегда так же терпимы и понятливы. Обижаются, ревнуют. Нет-нет, да и предъявят учителю претензии девчонки ее «родного» класса: «ага, вы нас не любите, вон сколько двоек понаставили» или «вы того-то больше любите, чем нас». Со «своими» классный руководитель действительно чуть строже. Хочется, чтобы они были в чем-то лучше других, знали больше. У детей свои проблемы: учить не всегда хочется, у учителя свои: учебники часто меняются, методической литературы недостаточно и дорогая слишком, дети ленятся, регулярно заниматься не хотят. Да, проблем полным-полно, всех не перечислишь.
Окончат школу ребята, разъедутся кто куда, и время от времени кто-то будет присылать Светлане Васильевне поздравительные открытки к празднику, а то и письма с рассказами о своем житье-бытье. Приятно, когда тебя не забывают твои ученики.
На прощанье я попросила Светлану Васильевну что-нибудь пожелать к празднику своим коллегам и самой себе. На первом месте, конечно же, было пожелание здоровья и терпения. А еще денег побольше, чтобы на нужные книги хватало, учеников толковых и чтобы текучки в учительских кадрах было меньше, ведь в стабильном коллективе работать легче.
Н. ИЛЬИНА.