Светлое воскресение Христово

сб, 04/06/1991

Есть в Новом Завете в первом послании апостола Павла коринфянам такие сло­ва: «...Если Христос не вос­крес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (гл. 15, ст. 14). Их нередко приводят православные пропо­ведники в преддверии Пасхи, подчеркивая тем самым' то ог­ромное значение, которое име­ет этот праздник для всех христиан. Григорий Богослов писал, что Пасха «столько превосходит все торжества не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Хри­ста совершаемые, сколько сол­нце превосходит звезды». Не­даром в православном кален­даре Пасха занимает более высокую строчку, чем все дру­гие праздники.

Верующие не сомневаются, что Своим воскресением Гос­подь открыл путь к личному спасению каждого из верую­щих христиан.

Согласно Евангелию, целью пришествия Христа было спа­сение человечества от послед­ствий первородного греха. Грех этот он должен был ис­купить мученической смертью.

Преданный одним из своих учеников — Иудой, Христос был схвачен по приказу перво­священников. Те отвели его к правителю Иудеи Понтию Пилату, который «Иисуса, бив, предал на распятие» (Евангелие от Матфея, гл. 27, ст. 26).

Христос был распят и окон­чил свою жизнь на кресте. Не­кий богатый человек из Аримафеи, по имени Иосиф, ис­просил у Пилата разрешение

захоронить тело Христа, «по­ложил Его в новом своем гро­бе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Еван­гелие от Матфея, - гл. 27, ст. 60). Однако в воскресный день пришедшие с восходом солнца к гробу Иисуса две женщины увидели Ангела, воз­вестившего о том, что Христос воскрес...

Это событие евангельской истории и составляет содер­жание христианского праздни­ка Пасхи.

Пасха в христианстве стала отмечаться ранее других праз­дников, правда, в ином виде, чем в наше время. Первая по­ловина праздника проходила в великой скорби последова­телей Христа, оплакивавших его мученическую смерть. И только в конце многодневно­го празднества скорбь пере­ходила в «радость воскресе­ния». И лишь во второй поло­вине второго и третьем столе­тиях Пасха приобретает тот вид, в каком она дошла до наших дней.

Подготовка к празднованию Пасхи начинается задолго до нее. Ей предшествует семине­дельный пост, сопровождае­мый службами, с помощью ко- I торых верующие исподволь готовятся к Пасхальному дню.

В храмах читаются отрывки из Евангелий, в которых содер­жатся притчи о мытаре й фа­рисее, о блудном сыне и дру­гие. Верующих призывают м к покаянию, к осознанию необ­ходимости освободиться от . греховного рабства.

Во - время поста в храмах царит полумрак, тускло мер­цают лампады и свечи, в про­поведях звучат печальные. мо­тивы, ибо все они посвящены одной идее — идее греховно­сти. Скорбь верующих усили­вается, когда наступает стра­стная — последняя неделя ве­ликого поста, — и священно­служители напоминают о кре­стных страданиях и мучениче­ской кончине Христа.

В пасхальную ночь все ме­няется. Вместо темных облачений — белые. Распахнуты обычно закрытые Царские вра­та. И песнопения исполняются не только церковным хором, нал всеми верующими, присутствующими на богослуже­нии.