Не успели улечься политические страсти, бушевавшие в обществе в связи с выборами первого Президента России, как мы уже на пороге новой предвыборной кампании. Реорганизация местной исполнительной власти потребует новых выборов главы администрации области, района. Детали предстоящего мероприятия пока еще не совсем ясны, как не названа и точная дата выборов, и все же сегодня можно уже вести разговор о том, что ждут от реформы жители нашего района.
В беседе с корреспондентом газеты П. Васильевым принимают участие два народных депутата: районного Совета — А. Пешков и городского Совета — Н. Семенов.
Корр. — Больше года прошло после выборов местных Советов, прошла и эйфория вокруг разделения властей, —законодательной и исполнительной — даже на уровне сельсовета. Жизнь показала неэффективность этих нововведений. И вот на пороге новая реформа — укрепление исполнительной власти через избрание главы администрации всенародным голосованием. Хотелось бы узнать ваше отношение к этому вопросу.
А. Пешков. — Согласен, что система управления требует изменений. В Москве и Ленинграде сделаны уже первые шаги.
Что же касается законодательной власти на местном уровне, то мы уже видцм, что ничего положительного от этого не вышло. Если у нас это еще не так заметно, то в других территориях видно невооруженным глазом. Недавно был в Донецке, там много проблем с городским транспортом, причём некоторые порождены тем, что каждый район города имеет , так сказать, свой взгляд, а соответственно и маленький закон на эту проблему. В сумме ничего хорошего. Так что заниматься законами надо отдать приоритет союзному и республиканскому парламентам.
А вот. распределительная власть требует укрепления, она должна быть в одном лице.
Что же касается местного Совета, то надо признаться честно: от того, что периодически проходят сессии, жизнь не меняется.
Совет должен стать хорошим советчиком главы районной власти и одновременно контролером. Потому что существует опасность коррумпирования власти.
Корр. — Да, эта проблема очень серьезная. В условиях дефицита и взаимозависимости людей соблазн «приручить» главу администрации может возникнуть запросто. Вы уже сказали о контроле. Он нужен безусловно. Каким вы его видите?
А. Пешков. — Я уже сказал, что контроль должен осуществляться со стороны Совета, надо предусмотреть отчетность главы администрации перед Советом. Должна быть четкой и ясной система отзыва его со стороны избирателей. Во главе же всего должен стоять Закон.
Корр. — А как быть с властью на уровне города?
Н. Семенов. — На наших сессиях не раз звучала мысль, что в сегодняшнем виде городской Совет не нужен. Часто получается дублирование решений райсовета. Недавно я пришел в одну из организаций проверить некоторые вопросы и подготовить справку. Оказалось, что месяц назад по этому вопросу там были товарищи из райсовета.
Хотя в городе тоже власть своя должна быть, может, это мог бы быть первый заместитель главы администрации, избранный по тому же принципу, что и вице-президент республики, или какое-то другое должностное лицо.
А. Пешков. — Конечно, вопросы жилищно-коммунального хозяйства, чистоты города, различных очередей, талонов должны быть у руководителя города. Что же касается непосредственно депутатов, то ведь в районном Совете 32 человека, если я не ошибаюсь, избраны от города, в городском Совете 45 округов, то есть дублирование налицо.
Корр. — Но все же согласитесь, власть, пока она не имеет в своем распоряжении необходимых денег, во многом призрачна.
А. Пешков. — Согласен. Только чисто экономические методы должны стоять во главе угла. Налоги обязаны обеспечивать необходимый уровень для самостоятельности, они способны регулировать развитие производительных сил.
Пока еще некоторые государственные предприятия не вносят должного вклада в развитие района. Уверен, что частная собственность, которая возникнет на основе приватизации, способна сыграть положительную роль. Этого бояться не надо. Умелое налогообложение даст дополнительные денежные поступления на общие нужды.
Корр. — Все чаще в последнее время звучат слова, забытые или незнакомые: мэр, префектура, дума, губернатор. Не отказ ли это от Советской власти как формы государственного правления? Не окажется ли, что рабочий класс, будет оттеснен от власти?
А. Пешков. — Дело не в словах, а в том, что за ними стоит, какие функции. Выделять какой-то класс сегодня — это значит возвращаться вновь ко временам классовой борьбы. Через всенародные выборы должно осуществляться народовластие, это мы в последнее время как раз имеем.
Н. Семенов. — Я сам рабочий и скажу следующее. Дело не в том, кто избран в Совет или в другие руководящие органы: рабочий, крестьянин или служащий. Там нужны компетентные люди, хорошие организаторы. Есть они и среди рабочих, и среди других социальных групп. Дело не в принадлежности к какому-то классу
Корр. — Тут мы подошли к вопросу такому: кто, на ваш взгляд, может быть кандидатом на должность главы администрации?
А. Пешков. — Уверен, что выборы должны пройти, на альтернативной основе. Выдвигать кроме общественных организаций и трудовых коллективов должны иметь право собрания жителей. Надо разрешить и самовыдвижение, но чтобы отсечь всяких авантюристов, каждый кандидат должен заручиться поддержкой какого-то числа избирателей, например, для нашего района- 50 человек. И еще кандидаты должны быть гражданами РСФСР.
Только когда каждый человек будет отвечать на своем месте за свою работу, жизнь наша улучшится. Этому и должны способствовать предстоящие изменения в структуре власти.
Н. Семенов. — Полностью согласен с коллегой.