В последние дни мы, коммунисты, с нетерпением ожидали знакомства с проектом новой Программы КПСС.
И вот он опубликован. Оправдал ли этот документ г наши надежды или нет?
Как записано в преамбуле проекта, «предназначение настоящей Программы — дать ответ на вопросы времени, послужить идейной основой консолидации коммунистов, всех сторонников социалистического выбора». При всех достоинствах проекта Программы, на мой взгляд, на многие вопросы мы так и не получили ответа.
Программа основополагающий документ любой партии. Как говорил В. И. Ленин, программа — это короткое, ясное и точное заявление того, чего партия добивается и за что борется. Небольшой объем новой Программы КПСС является несомненным ее достоинством. Но, по-моему, ясности и четкости в ней все-таки не хватает. Задача партийной дискуссии по обсуждению проекта новой Программы КПСС как раз и состоит в том, чтобы уточнить наши позиции и поставить, как говорится, все точки над «и».
Если касаться положительных сторон предложенного проекта, то можно отметить те принципы, которыми КПСС будет руководствоваться в своей политической деятельности. Это принципы гуманизма и общечеловеческие ценности, принципы демократии и свободы, принципы социальной справедливости, патриотизма и интернационализма. Учитывая нынешнее состояние нашего мира, ядерную, экологическую и другие угрозы, партия отказывается от начальственного переустройства общества и признает, что революционных изменений в общественной жизни можно добиться путем реформ. Выступая за построение правового государства, в котором превыше всего закон, партия будет действовать исключительно законными политическими методами. Она будет бороться за депутатские мандаты в органах власти и уже через представителей добиваться реализации своих программных целей, то есть КПСС будет действовать так же, как и большинство политических партий во всем мире.
Хотелось бы высказать свои соображения и по некоторым спорным моментам и слабым местам в проекте. Проект Программы страдает, на мой взгляд, декларативностью. Он представляет собой набор больших целей и пожеланий лучшей жизни советскому народу. Но любая программа лишь тогда может претендовать на понимание и поддержку, когда в ней кроме провозглашаемых лозунгов, целей и задач есть пути и средства их достижения. Претендующий на роль поводыря сам должен быть зрячим. К сожалению, цели и средства достижения программных установок определены в довольно общей форме. И остается не ясным, как мы все таки хотим достичь поставленных целей. К' тому же цели, которых мы хотим достичь, должны, быть, реальными.
Разработчикам Программы явно изменило чувство реальности, создается впечатление, что они живут в другом мире. Реализация многих целей, которые ставит партия на ближайшие годы, особенно в экономике и социальной сфере, потребует огромных материальных и финансовых затрат.
А где их взять? Мы же видим, насколько кризис охватил наше общество, экономику, и ситуация все ухудшается.
Одной из ближайших целей партии в сфере безопасности обороны страны является недопущение создания антиконституционных вооруженных формирований. Мне непонятно, почему это нужно ставить как цель на 90-е годы. Ключевые посты в государстве занимают члены КПСС, в том числе и пост Президента страны. Какие еще рычаги власти нужны партии для того, чтобы защитить Конституцию?
Не совсем понятно, чьи интересы будет выражать и защищать партия. По-моему, КПСС опять претендует на роль партии всего народа. Но ведь социально-классовая структура нынешнего общества настолько сложная, интересы настолько различные, что выразить интересы всех просто невозможно. Сейчас даже два дружественных класса не могут согласовать свои интересы: город, увеличивая в несколько раз цены на продукцию промышленности, пытается окончательно добить своего кормильца — село, а оно грозит в ответ оставить город без продуктов питания. Чьи интересы защищать партии? Наверное, не случайно появился Крестьянский союз.
Трудно понять из проекта новой Программы КПСС и то, что будет составлять идейную основу партии коммунистов, на какую теорию мы будем опираться. Хотелось бы, чтобы и в этот вопрос была внесена ясность. Как раз с этим я связываю еще одно спорное положение, касающееся отношения партии к религии. В проекте записано, что член партии имеет право придерживаться атеистических убеждений или веровать. Безыдейность какая-то получается. Религиозное и коммунистическое мировоззрения - это два разных мировоззрения, два разных взгляда на окружающий нас мир, на природу и общество. Непонятно, как их можно совместить в сознании одного человека. Я имею, конечно же, истинных верующих и истинных коммунистов. Во что мы все-таки будем верить: в рай на небесах или лучшую жизнь на земле? Что же касается отношения к верующим, то каждый уважающий себя человек должен с уважением относиться к чувствам других людей, в том числе и к чувствам верующих.
В целом же предложенный проект Программы может служить основой для дальнейшей ее доработки, и есть надежда на то, что общими усилиями всех коммунистов мы сможем выработать документ, способствующий сплотить вокруг себя людей, верящих еще в идеалы добра и справедливости.
С. Паклин, консультант Опочецкого РК КП РСФСР.